Есть победы, которые меняют ход истории. Победы духа, победы страны, победы всего человечества. Это история о легендарном триумфе. О великом тренере, который совершил невозможное. У него была мечта – сделать нашу сборную по баскетболу самой сильной командой в мире, и он осуществил свою мечту. Его вершиной стали эпохальные «три секунды» и золото сборной на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Никто даже помыслить не мог, что это возможно: впервые за 36 лет «непобедимая» команда США была повержена!
Когда проигрыш означал поражение страны, когда нужно было выходить и бороться несмотря ни на что, великий тренер отдал все, чтобы помочь своим спортсменам взять верх над противником. Ведь он знал, что создал самую сильную команду на планете, и сначала заставил поверить в это своих игроков, а затем весь мир.
·······
«Ажиотаж вокруг матча не случаен. Команда США, начиная с 1936 года, в восьмой раз участвует в баскетбольном турнире Олимпиады. Ее результат – семь золотых олимпийских вершин. Более того, заокеанские спортсмены не проиграли ни одного (!) матча, на их счету 63 победы в 63 играх. Феноменальный результат».
«…На всех олимпиадах с 1952 по 1964 год советская сборная как всегда легко доходила до финала, где неизменно по всем статьям проигрывала американцам».
«Последующие рассказы американцев о том, что в Мюнхен приехала молодая и несыгранная команда, были вздором. Это была одна из сильнейших сборных США, которые я когда-либо видел».
«Ощущалось, что предстоящая игра станет чем-то из ряда вон выходящим. Действительно, чудовищное напряжение немедленно после стартового розыгрыша мяча воцарилось в «Баскетболхалле» и захватило всех без исключения. Сама игра, от первой до последней минуты «звеневшая» на невероятном накале, только наращивала его. Телевизионная картинка, не говоря о любом текстовом репортаже, не способна передать тысячной доли этого накала, ощущавшегося даже на трибунах, а что уж говорить об игровой площадке! Ошибки судейского столика в концовке матча – неправильный хронометраж, утрата контроля, – не от чего иного, как от этого напряжения».
«Успех сборной СССР был выдающимся, невероятным. Скажу еще раз – при всей мощи «Красной Машины», при всей ее нацеленности на золото практически никто не верил, что
американцы действительно могут быть побеждены. Думаю, большинство наших игроков, хотя и отдали все для победы, тоже до конца не верили в успех...»
Сергей Белов, «Движение вверх»
Факты
· В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх».
· Золото Олимпиады-72 – первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов.
· Баскетбол в последний раз привлекал внимание отечественных кинематографистов в 1975 году, когда на экраны вышла лента «Центровой из поднебесья».
· Финальная версия сценария «Движения вверх» была 22-й.
· Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.
· Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года.
· Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек.
· CG Factory («Экипаж», «Он – дракон», «Метро») под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности.
· Подавляющее большинство баскетболистов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова.
· В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
· Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом. Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».
· Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов.
· На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960х-начала1970х годов.
· Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.
· Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.
· Для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.
· На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм).
· Баскетбол снимали 6 операторских команд на 6 камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take.
· Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.
· Съемки финальной игры продолжались месяц.
· Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.
· Первый показ «Движения вверх» для профессионалов состоялся 27 ноября в рамках 104-го Российского Кинорынка в Москве. Фильм приняли овацией.
Авторы сценария: Николай Куликов при участии Андрея Курейчика
Режиссер-постановщик: Антон Мегердичев
Оператор-постановщик: Игорь Гринякин
Художник-постановщик: Сергей Агин
Художник по костюмам: Сергей Стручев
Художник по гриму: Татьяна Вавилова
Звукорежиссер: Алексей Самоделко
Производство: «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» и телеканал «Россия 1» Продюсеры: Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков
В главных ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Сергей Гармаш, Марат Башаров, Александра Ревенко, Джон Сэвэдж, Кузьма Сапрыкин, Джеймс Тратас, Виктория Толстоганова и др.
Спортивные консультанты: Иван Едешко, Александр Белов Возрастное ограничение: 6+
Продолжительность: 134 мин.
Сайт: vverh.rambler.ru «Вконтакте»: https://vk.com/3seconds Facebook: https://m.facebook.com/3secondsmovie/?ref=bookmarks
«Одноклассники»: https://m.ok.ru/threeseconds
Instagram : http://instagram.com/3seconds_movie