Лев Бакст к 150-летию со дня рождения

Новости

Лев Бакст к 150-летию со дня рождения

Лев Бакст к 150-летию со дня рождения

XVI Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» и Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляют масштабную юбилейную ретроспективную выставку Льва Бакста (1866–1924).

На выставке «Лев Бакст / L?on Bakst. К 150-летию со дня рождения», посвященной богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века, гости и друзья «Черешневого Леса» увидят около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей.

Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями – как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д’Аннунцио и др., Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом.

Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство Лев Бакст объединил экстравагантность ар-нуво с чувством меры и здравым смыслом – это редкое сочетание принесло ему мировую славу.

В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина, охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции. Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ; дар Международного благотворительного фонда «Константиновский» в 2013 году; из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских); эскизы костюмов «Беотийца» (ок. 1911, СПбГМТиМИ) и «Вакханки» (1911, Центр Помпиду, Париж) к балету «Нарцисс»; эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых Фавна» (1912, частное собрание, Париж); эскиз костюма «Юноши, сопровождающего Орфея в храм» к балету «Орфей» (1914, ГМИИ им. А. С. Пушкина); эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта, Лондон). В экспозиции будут представлены известные станковые произведения: «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, ГРМ), «Автопортрет» (1893, ГРМ), «Ужин» (1902, ГРМ), портреты Дмитрия Философова (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого (1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний ужас» («Terror Antiquus») (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, 1906, ГРМ).

Будет представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста: Музей Академии русского балета имени А. Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910–1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».

Искусство Льва Бакста – органичная часть возрождения интереса к декоративному искусству начала ХХ века в России, Европе и Америке. Новаторство и изобретательность созданного художником сценического оформления все еще влияет на современный художественный процесс.

ГМИИ им. А. С. Пушкина и Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» связывают давние партнерские и дружеские отношения.

В программе фестиваля «Черешневый Лес» разных лет были такие уникальные события, как выставки Франко Дзеффирелли «Искусство спектакля», «Встреча с Модильяни», «КОСТЮМЫ/CОВРЕМЕННИКИ» Роберто Капуччи; «Мир войны Николая Жукова» к 60-летию Великой Победы и живопись и графика Моисея Фейгина «Исповедь Арлекина», выставка одной картины «Паллада и кентавр» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици; в сквере ГМИИ им. А. С. Пушкина была представлена скульптурная композиция «Рембрандт в бронзе» и с успехом прошел музыкальный концерт с участием дирижера Карло Понти.

Первое событие фестиваля «Черешневый Лес» в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялось в 2003 году. На концерте Российского национального оркестра под управлением Карло Понти партию фортепиано исполнила Ее Королевское Высочество принцесса Каролин Хефнер, а солистка Ла Скала Галина Горчакова (сопрано) и восходящая звезда мировой оперной сцены Дай Чанг (тенор) подарили слушателям несколько арий великих итальянских и русских композиторов.

С 2004 года музей неоднократно предоставлял свои стены для уникальных выставочных проектов. В рамках IV фестиваля прошла выставка Франко Дзеффирелли «Искусство спектакля», а в 2005 – в год 60-летней годовщины Великой Победы – в стенах музея расположилась живопись и графика, объединенная в проект «Мир войны Николая Жукова».

В 2006 году ГМИИ им. А. С. Пушкина увидел экспозицию «КОСТЮМЫ/CОВРЕМЕННИКИ» Роберто Капуччи, одного из самых известных художников-дизайнеров современности, а 2007 год ознаменовал грандиозный проект – выставка «Встреча с Модильяни», открывшая для российского зрителя одного из самых своеобразных художников XX века.

В 2010 году в сквере музея разместился уникальный проект «Рембрандт в бронзе»: по воле скульпторов Александра Таратынова и Михаила Дронова персонажи полотна Рембрандта «Ночной дозор» покинули плоскость холста и возродились в «3D-формате». А в Отделе личных коллекций увидели свет живопись и графика Моисея Фейгина. Его выставка «Исповедь Арлекина» продолжила серию экспозиций музея, представляющих художников, которые в силу обстоятельств не снискали громкой славы и официального признания.

На XI фестивале «Черешневый Лес» ГМИИ им. А. С. Пушкина привез в Москву «Палладу и кентавра» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици.

Церемония награждения премией «Творческое открытие» Олега Янковского – это отдельная глава совместной летописи фестиваля и музея, ведь именно здесь, в Белом зале ГМИИ им. Пушкина 31 мая – или 32-го по «янковскому стилю» – на Х Юбилейном фестивале «Черешневый Лес» состоялось первое вручение премии, которую получили десять лауреатов — Вадим Aбдрашитов, Роман Балаян, Леонид Броневой, Сергей Гармаш, Марк Захаров, Александр Збруев, Станислав Любшин, Виктор Раков, Инна Чурикова, Леонид Ярмольник.

В 2011 году вручение премий вновь прошло в музее. Одним из лауреатов у себя «дома» стала директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова «за готовность открыть двери пространства академического творчества современному дизайну, дизайну моды», в частности, за масштабную выставку Dior.

И вот, в 2016 году, «Черешневый Лес» и ГМИИ им. А. С. Пушкина снова объединились, чтобы подарить поклонникам Льва Бакста монументальную ретроспективу работ великого художника.

К церемонии открытия выставки итальянский дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию вечерних платьев, вдохновляясь театральными костюмами Льва Бакста. Маэстро очаровали ориентальные мотивы костюмов Бакста, которые в свое время произвели настоящую революцию театрального костюма. Создавая эту коллекцию, Маррас пользуется проверенными методами: деконструкция формы, символические орнаменты, отголоски путешествий и отпечатки других культур. Каждая из моделей обладает своей неповторимой особенностью: уникальное расположение слоев созвучны восточным летящим ансамблям, которыми вдохновлялся сам Бакст, необычные формы и асимметричный крой как нельзя лучше сочетают в себе стилевые пристрастия и дизайнера, и его вдохновителя.

Текстильные аппликации и украшения вторят причудливым восточным одеяниям, от театрализованного бакстовского ориентализма Маррас берет свободу линий, играет с соблазнительной прозрачностью тканей, делая выбор, однако, в пользу более сдержанной цветовой гаммы белого, кремового и черного, оставляя богатую вышивку из страз и аппликации монохромными.

Каждое платье выполнено в одном экземпляре, и у каждого наряда свое имя – Одри, Айседора, Саломея, Анна, Дафна, Лилиана, Вера, Полина, Елена, Настя, Карина, Ольга, Нина, Регина, Василиса, Ирина, Эльмира, Ида, Роза, Диана. Элементы футуристического дизайна, геометричные элементы из плотного материала: воротники, вставки как символ технологичного XXI века – Маррас сочетает с кушаками и меховой отделкой – цитатами из блистательных 1920-х.

Каждая коллекция Antonio Marras – это путешествие в глубину традиций и переосмысление женского образа прошлого. Это всегда эксперимент, где одежда взаимодействует с создающими атмосферу декорациями, а каждый его наряд – произведение искусства.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь