Профессиональный театр начинается с кружка

Новости

Профессиональный театр начинается с кружка

Старейший Театр танца Спектр обрел новое дыхание под руководством художественного руководителя и балетмейстера Жанны Вильдановой. Публикуем её рассказ о зарождении и становлении театра:

«Театр Танца Спектр был основан 13 ноября 1985 года Еленой Аркадьевной Ивановой на базе Дома культуры Энергетиков. Потом был переезд и с 2008 года театр находится в Православном Просветительском центре при Храме Благовещения, что находится в Петровском парке. За тридцать с лишним лет театр представил вниманию публики множество концертных номеров и несколько спектаклей, среди которых «Снежная королева», «Малахитовая сказка», «Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ночь перед рождеством», «Дюймовочка» и многие другие. Участники театра также были вовлечены в подготовку и проведение приходских праздников – Масленицы и Пасхи. В 2015 году после длительной болезни ушла из жизни Елена Аркадьевна, и театр остался без руководителя. В течение следующих двух лет от основного состава, в лучшее время он насчитывал свыше ста участников, осталось не более десяти человек, усилиями которых театр продолжал выступления и сохранил богатое наследие, завещанное его основательницей: танцевальные постановки, декорации, реквизит, костюмы… Но их возможности были не безграничны, и к концу 2016 года театр был на пороге закрытия.

В феврале 2017 года меня пригласили в Спектр в качестве педагога по народно-сценическому танцу и попросили поставить новые танцы к Масленице. С группой сработались сразу же – девочки были очень отзывчивые, вдохновленные, с горящими глазами, полные надежд, работали на износ, и в очень сжатые сроки мы подготовили Цыганский танец и Перепляс для народных гуляний. А позже, к Пасхе, уже более затейливый Русский лирический танец и стремительную Самарскую плясовую. Наше сотрудничество с театром было невероятно продуктивным – идеи новых номеров возникали сами собой, составлялись планы по восстановлению и реорганизации, и мне предложили продолжить работу уже в качестве руководителя. Все лето 2017 года в помещении театра велись ремонтные работы, была полностью переоборудована костюмерная, репетиционный зал кардинально сменил свой облик, все костюмы, декорации, реквизит, оборудование и фурнитура были рассортированы и упорядочены. Была проделана огромная подготовительная работа, и в сентябре Театр вновь открыл двери уже в качестве нового проекта Zhanna Vildan Dance Company – TanzTheater.

Одной из ключевых задач нового сезона стало восстановление детского отделения театра, и к началу октября были сформированы младшая и средняя детские группы. Будучи воспитанной на европейских методах развития творческих способностей в целом и системе образование в сфере современной хореографии в частности, я намеренно отказалась от распространенной в России студийной формы танцевальных коллективов и выстроила учебный план для детского отделения в соответствии с принципами танцевальной лаборатории Kids’ Lab, применяемой во всех филиалах танцевальной компании. Kids’ Lab – авторская методика Zhanna Vildan Dance Company на основе исследований, проведенных в моей дипломной работе «Экспрессионизм для развития творческой индивидуальности». Методика включает в себя обучение академическим танцевальным дисциплинам и, несомненно, работу над развитием данных посредством грамотной растяжки и укрепления мышечного корсета, но главная ее особенность – работа с очевидным творческим потенциалом каждого ребенка – лабораторный блок урока, сочетающий обучение импровизации, актерское мастерство, элементы танцтерапии и адаптированный комплекс упражнений по системе К.С. Станиславского и методам М.П. Чехова – все для эмоционального раскрепощения, поиска собственной индивидуальности и повышения творческой ценности. Потому при приеме в детское отделение существует предварительный просмотр – не для определения уровня физической подготовки, но для выявления творческой направленности маленькой личности. Так в ходе первых просмотров в августе я «увидела» почти все детские роли в будущем авторском спектакле «Принцесса и зачарованное море» – Золотую рыбку, Маленькую русалку, Жемчужину. Танцевать в спектакле на настоящей сцене может каждый, нужно лишь найти и самое главное показать ему его потенциал. Формат танцевальной лаборатории делает каждого ребенка творцом, приучает не сравнивать себя с другими, а видеть ценность в своей уникальности, позволяет включать собственное видение и снабжать балетмейстера бесконечными находками для постановок.

Взрослое отделение танцтеатра, вдохновленное переменами, работало с удвоенной силой – классы допоздна в будни, многочасовые сводные репетиции по выходным. Все они любители без специального хореографического образования, но и здесь моей целью было сделать акцент на сильных сторонах, использовать все их возможности, а «невозможности» при помощи адаптированной хореографии, костюмов, харизмы и спецэффектов превратить в ловкий режиссерский прием. Так родилась мистическая сцена экспозиции русалок, перетекающая в грозный и эффектный шторм.

К ноябрю основные сюжетные сцены были поставлены, и мы начали сводные репетиции детского и взрослого отделений. Порой опускались руки – дети уставали и срывали дисциплину, у взрослых сдавали нервы от колоссального объема работы; ни на одну сводную репетицию театр не собрался полным составом вплоть до генерального прогона, а тем временем пришла пора запускать пошив костюмов и изготовление декораций… Однако первые примерки добавили всем настроения – средняя группа приосанилась в пышных юбках, с достоинством обмахиваясь алыми веерами, младшая – ответственно притихла внутри двухметровой морской ракушки. Взрослый состав приноравливался к многослойным костюмам-трансформерам, так как порой на переодевание между сценами им отводилось не больше минуты. И все продолжали репетировать.

Отдельные сцены постепенно и удивительно складно объединялись в законченную форму. Последние фрагменты ставились уже под Новый год, тогда же спектакль получил свое название – «Принцесса и зачарованное море». У спектакля оригинальный сюжет, и особенность постановки в отсутствии изначального сценария – у меня была тема русалок, находились эффектные музыкальные композиции, а дальше мои артисты вдохновляли меня «увидеть» в музыке танец или персонажа, или даже всю сцену целиком, как это было со сценой абордажа и похищения Принцессы. А забавную сцену подводного леса и морских коньков я поставила мысленно от начала и до конца за рулем, по дороге от дома к театру, после того как к средней группе присоединились две девочки-сестрички – они-то и стали хулиганистыми морскими коньками. Собрав все сцены последовательно, я написала сценарий и либретто – наконец, я узнала, чем закончится наша сказка.

Премьера «Принцессы…» состоялась 21 января на сцене Православного Просветительского центра, и в тот день всех нас ждало немало открытий. Во-первых, это был беспрецедентный аншлаг – при том, что премьера практически не рекламировалась, в зрительный зал пришлось ставить дополнительные стулья. Во-вторых, меня как постановщика приятно удивила моя – не побоюсь этого слова – труппа, особенно ее детский состав: не было ни излишнего волнения, ни беспорядка или паники за кулисами, не было грубых ошибок, а неизбежные для премьеры проколы оказались незначительными на фоне общей собранности и дисциплины. Но самым главным сюрпризом было осознание того, что мы это все же сделали: за четыре месяца поставили оригинальный балет с нуля, в непрофессиональном театре, с нулевым детским составом, впервые вышедшим на сцену, полностью оформив спектакль новыми костюмами, декорациями и даже спецэффектами. Это была авантюра на грани абсурда, и тем ценнее наш успех. Отдельная благодарность нашим зрителям – друзьям, коллегам, родителям – за такой теплый прием. Мы хотели, чтобы премьера прошла удачно, но не ожидали получить столько восторженных отзывов и похвалы. Мы надеялись, что спектакль выстрелит, но не рассчитывали, что залп будет таким оглушительным. Театр очень изменился – новый состав, новая хореография, новое режиссерское видение и новые методы обучения и подготовки труппы. И премьера показала, что все компоненты сложились, как мозаика – я работала много месяцев, чтобы на сцене они работали уже без меня, единым слаженным театром. И я увидела эффективность своей методики – настоящих маленьких артистов, играющих в спектакле, а не исполняющих заученный танец. Такой масштабный проект, как спектакль, очень сплачивает труппу – каждый участник не просто часть своей группы, танца, сцены – он часть театра, без него развалится спектакль, и дети очень осознанно берут на себя эту ответственность.

После блестящей премьеры было принято решение показать вторую, дополненную редакцию «Принцессы…» в апреле этого 2018 года, а также продолжать работу в направлении крупных хореографических форм. Параллельно с подготовительными репетициями весь состав уже разучивает этюды для отдельных сцен следующего спектакля. Детское отделение перечитывает сказку, выполняет творческие задания и подбирает себе персонажей по характеру, наталкивая балетмейстера на нестандартные решения и трактовки известной истории. Театр объявляет дополнительный прием участников во взрослое и детское отделения – проект обещает быть еще масштабнее, зрелищнее и технически намного сложнее предыдущего спектакля.

Профессионала нужно вырастить – как знать, может, они уже «растут» в нашем репетиционном зале. Ведь профессиональный театр всегда начинается с кружка», - Жанна Вильданова.

Контакты для связи с театром +7 916 462-06-87, Москва, Красноармейская улица, 2стр4

https://www.facebook.com/zvd.comp/

World Podium © 2017.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании "World Podium". При использовании текстовых материалов сайта, ссылка не ресурс - обязательна. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru 

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона

Поделитесь