Возможна ли «Любовь у трона»?

Новости

Возможна ли «Любовь у трона»?

Что мы знаем о личностях, которые навсегда вошли в мировую историю, правили государствами и континентами, вершили судьбы, казнили и миловали?! Много и мало одновременно! Да, скрупулёзные биографы и летописцы тщательно записывают все факты, наблюдения, встречи. Многое становится известно потомкам из личных дневников императоров и королей, но всё же… Как правило, о каждом правителе пошлого у потомков есть определённое клише: хороший - плохой, жестокий – милосердный, добрый-злой. А ведь жизнь любого человека намного шире разного рода штампов и шаблонов! А если ты Император Всероссийский, то степень ответственности за каждый свой шаг умножается в геометрической прогрессии.

В Российской истории есть всего два императора, которые именуются Великими – Пётр Первый и Екатерина Вторая. Обоим посвящено множество книг, спектаклей, кинофильмов. И, надо сказать, чем дальше их эпоха, тем выше интерес к этим личностям, безусловно, оказавшим влиянием не только на настоящее и будущее Российской империи, но и на судьбу всего мира.

22 ноября в новом здании легендарного театра имени Евгения Вахтангова, на недавно открытой Симоновской сцене, известный писатель, телеведущий и режиссер Андрей Максимов представил собственную пьесу «Любовь у трона» («Сон императрицы» без антракта).

В сюжете перед зрителями предстаёт картина сна будущей Императрицы Екатерины Второй, который она видит накануне судьбоносного государственного переворота, в результате которого будет свергнут действующий император - её супруг  Петр Третий, и к власти придёт она-  прусская принцесса, принявшая православие, София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.  Главные роли исполняют харизматичная Ольга Тумайкина и многогранный Андрей Ильин. Во сне Екатерина вспоминает свои отношения с мужем.

Слово режиссёру и автору сценария Андрею Максимову:

«В первую очередь я хочу сказать огромное спасибо Римасу Туминасу, который дал мне возможность реализовать свой проект на только открывшейся сцене Вахтанговского театра. Работать в лучшем театре страны – это просто какое-то невероятное чудо. Когда я сказал об этом Римасу Владимировичу, он ответил: «Чудо вы нам покажете в ноябре». Хочется в это верить. Благодаря директору театра Кириллу Кроку, театр работает как отлаженный механизм. Только ставь! Я стараюсь…

Я давно мечтал поработать с поразительной актрисой Ольгой Тумайкиной, очень хотел, чтобы Екатерину сыграла именно она. Мечта сбылась. Она очень мощная актриса, очень интересный, глубокий человек.

С исполнителем роли Петра III были проблемы, пока я не вспомнил, что в Вахтанговском театре работает поразительный актер Андрей Ильин. Я видел его в роли Хлестакова на сцене Русского театра в Риге. Это была поразительная актерская работа! Я видел его на сцене МХТ и театра Моссовета. Счастлив теперь не только работать, но и общаться с ним.

Виталийс Семеновс играет несколько ролей, в том числе Алексея Орлова. Но вообще его персонаж – несколько инфернальное, странное существо, как бы хозяин того мира, где существуют императоры, если угодно – камертон спектакля. Впервые встретился в работе с художником Максимом Обрезковым, который придумал очень интересный мир для наших героев, очень необычный. Но Обрезков еще и создатель Симоновской сцены. Мне кажется, это уникальный случай, когда главный художник театра создал несколько сценических пространств, включая Новую сцену. Очень спокойный, интеллигентный, творческий человек. Музыку написал замечательный композитор Сергей Шустицкий, с которым мы сделали несколько спектаклей, и он даже выпустил диск с музыкой к моим постановкам. Сегодня есть большой интерес к судьбе Екатерины Великой. Мы, что называется, в тренде. И, слава Богу!

Любовь у трона… Любовь на фоне серьезных разговоров о судьбе России, о судьбах русских людей… Сон-фантасмагория с подлинной человеческой страстью… Если зрителю будет интересно, если он поймет, что не напрасно потратил почти два часа – мы будем считать, что наша задача выполнена».

После просмотра спектакля можно констатировать, что задача выполнена – постановка действительно приносит удовольствие: есть над чем задуматься и в чём разобраться!

Даже занавес оформлен атмосферно - на нём изображена Корона Российской Империи.

Спектакль не об императорах, он о людях – мужчине и женщине, чьи жизни переплелись по воле рока, случая и судьбы.

Екатерина не отделяла своё будущее от страны, которая стала ей родной, она мечтала построить призрачную страну «Эльдорадо» или хотя бы приблизиться к ней. И надо сказать,  во многом ей это удалось (по крайней мере для дворянского сословия годы правления Екатерины точно можно назвать «Эльдорадо». Она правила Империей более 30 лет, сильно укрепив могущество России, расширив её границы!

В центре декораций мост, символизирующий путь в новую жизнь Екатерины и России.

А каким же был Пётр Третий? О нём у потомков отнюдь не радужные представления. Император, получивший прозвище «голштинский чёртушка», обычно вспоминается как недалёкий, глупый, порой даже умственно-отсталый человек, слепо любящий Пруссию. И мало кто помнит, например, что Пётр Третий виртуозно играл на скрипке, что был раним и робок.

Жизнь устроена таким образом, что чаще всего Императорами и Императрицами рождаются. И, увы, далеко не всегда эти люди хотят и умеют править и властвовать!

Его звали  Карл Петер Ульрих, он родился в Пруссии, ведь его отец был немцем, мать (дочка Петра Первого) рано умерла, и будущий Пётр третий фактически рос сиротой. Мы не будем вдаваться в подробности истории, которая таит в себе огромное количество загадок, интриг и противоречий.

Лишь отметим, что в спектакле «Любовь у трона» создатели максимально чутко и глубоко относятся к реальными историческим личностям.

Спектакль насыщен мудрыми цитатами и афоризмами, актуалными всегда независимо от эпохи и социального устройства. Как, например: «В России говорить не принято: либо кулаками махать, либо молчать»; «Понятие о просвещённой России у каждого своё, и каждый в него свой смысл вкладывает!»; «Да разве можно судьбу России случаю доверять?, - Если кому и доверять в этой стране, то только случаю. Больше некому»…

Актёры прекрасно передали разнообразную гамму эмоций своих героев, мотивации, стремления, страхи.

Повторимся: спектакль совсем не о судьбе страны, о политике или истории государства Российского.

«Любовь у трона» - чуткая пронзительная постановка о судьбах двух личностей, не понаслышке знающих что такое страдание, лишение, боль, сомнение, о поиске себя и своего места в жизни.

А общечеловеческие ценности в основном своей массе неизменны с течением столетий: меняются времена и нравы, но мечты о счастье и гармонии людей остаются прежними!

Поэтому такие спектакли, как «Любовь у трона» всегда будут пользоваться интересом у публики!

И название особенно символично, так как до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: возможна ли «Любовь у трона?» или у властвующих особ нет права на чувства?

Рекомендуем заранее заботиться о билетах, ведь новая сцена Вахтанговского театра камерна и уютна, а спрос не спектакли легендарного храма искусств традиционно очень высок!

Следующие показы постановки «Любовь у трона» – 17, 22 и 27 декабря на Симоновской сцене Театра им. Евгения Вахтангова!

World Podium © 2017.     Свидетельство о регистрции СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании "World Podium". При использовании текстовых материалов сайта, ссылка не ресурс - обязательна. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru 

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона