Янковский Олег

Оле́г Ива́нович Янко́вский (23 февраля 1944, Джезказган, Казахская ССР, СССР — 20 мая 2009, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра, кино и телевидения, кинорежиссёр. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1987). Дважды лауреат Государственной премии РФ (1996[4], 2002[5]).

Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия», «Обыкновенное чудо». На театральной сцене его самыми яркими работами являлись роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.

Дебют в кино

В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч». Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?». Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы[22]. Станислава Любшина, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), вызвали подыгрывать молодому артисту. Олег очень волновался. У него совсем не было опыта в кино, а в театре его опыт состоял из крошечных эпизодов. 

Так Олег Янковский был приглашён в свой первый фильм. Труппа театра отправилась после Львова в Ялту, там Олег читал сценарий фильма «Щит и меч»[24]. В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим»[25]. На съёмках этого фильма Янковский встретился сразу с двумя звёздами — Роланом Быковым, который играл Ивана Карякина, и с Владимиром Высоцким, сыгравшим поручика Брусенцова. С Роланом Быковым молодой актёр подружился.

В роли Некрасова Янковский научился молчать и научился смотреть. Валерий Фрид, один из авторов сценария, вспоминал, как к нему прибежал режиссёр фильма Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова, которого играл Янковский, так мало текста, все его реплики уместились на половинке печатной странички.

После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Олег Иванович стал получать серьёзные роли, как классического («Стакан воды» — Мешем, «Таланты и поклонники» — Мелузов, «Идиот» — Мышкин), так и современного репертуара («Человек со стороны» — Чешков).

1970-е годы

В 1972 году Олег Янковский сыграл в фильме «Гонщики» Игоря Масленникова. Фильм был снят как реклама экспортного варианта автомашины «Москвич-412». Как и в первых двух его фильмах, у Янковского был великолепный партнёр Евгений Леонов. В салоне машины они фактически прожили несколько месяцев, выезжая на съёмки в Абхазию, Прибалтику, Финляндию[26]. Именно Леонов порекомендовал вновь назначенному главному режиссёру Ленкома Марку Захарову присмотреться к Янковскому. Захаров специально съездил в Саратов (как он описывает этот эпизод в своей книге «Театр без вранья») и посмотрел спектакли «Идиот» и «Таланты и поклонники» с участием Олега Янковского[22] (в августе 1973 года Саратовский академический театр драмы гастролировал на сцене Большого драматического театра имени М. Горького[28]). Работа Олега Янковского была отмечена ленинградской прессой. 

После успешных гастролей в Ленинграде Олегу стали поступать предложения играть в различных московских и ленинградских театрах, но он ждал предложения от Марка Захарова. На встречу с Олегом Марк Захаров не пришёл, что не обескуражило молодого актёра, который сам позвонил режиссёру и напомнил о встрече[26]. В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком) и начал репетировать там главную роль — Горяева, молодого секретаря парторганизации на стройке гигантского автозавода в «молодёжно-музыкальном» спектакле «Автоград XXI», первой постановке Марка Захарова в качестве главного режиссёра этого театра. Пьеса была написана им в содружестве с Юрием Визбором. Спектакль недолго просуществовал в репертуаре, был прохладно принят критиками, но актёр вспоминал о нём с добрым чувством, как «совместный с Захаровым дебют в Ленкоме». Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений»[22].

В кино в эти годы Олег Янковский создаёт много интересных образов: бескомпромиссного парторга Соломахина в «Премии» по пьесе Александра Гельмана и весёлого схолара Франциска Скорину («Я, Франциск Скорина»), следователя Воронцова («Длинное, длинное дело…») и декабриста Рылеева в фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», полярника («72 градуса ниже нуля») и спецкора столичной газеты («Жди меня, Анна»).

Заметной работой Олега Янковского середины 1970-х годов стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». Актёр попал в фильм благодаря своему сходству с Арсением Тарковским, отцом режиссёра[30]. Для Янковского роль Отца была расширена. Также в фильме сыграл маленький Филипп, сын Олега Янковского (он играл самого Андрея Тарковского в детстве)[31]. Тарковский мечтал экранизировать пьесу Уильяма Шекспира «Гамлет» и предложил роль Гамлета Олегу Янковскому, но снять фильм Тарковскому не дали. И тогда он решил поставить эту пьесу на подмостках сцены. Олег Янковский принёс эту пьесу в Ленком, уговорил Марка Захарова, ждал два года, но за пять дней до начала репетиций (премьера состоялась в 1977 году) Тарковский сказал: «Ты, Олег, герой романтический, твоя роль — Лаэрт, а Толя Солоницын сыграет Гамлета»[32](также в постановке сыграли Инна Чурикова и Маргарита Терехова)[31][33]. Янковский обиженно отказался от участия в спектакле[23]. Это охладило отношения между режиссёром и актёром[32].

В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам телефильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Руководству «Мосфильма» понадобилась картина, которая могла бы подойти для показа в Новогоднюю ночь. Это должна была быть лёгкая, милая комедия. Снять её предложили Марку Захарову, театральному режиссёру, на счету которого была только одна картина — «12 стульев», снятая для телевидения и признанная неудачной[34]. Существовала чёрно-белая экранизация сказки Шварца, которую снял в 1964 году Эраст Гарин. Несмотря на то, что в роли Медведя был признанный секс-символ Олег Видов, а в роли Короля — сам Гарин, фильм был забыт. Марку Захарову не нравилась эта пьеса, он считал её легковесной, не видел в ней философского подтекста. Но, решив по-своему изложить эту историю, он всё-таки согласился. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. Его легко утвердил худсовет, памятуя об его большом послужном списке в кино. Но перед началом съёмок актёра сразил сердечный приступ[35], и он оказался в реанимации. Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актёр сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссёр ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». Съёмки были приостановлены и начались только после того, как актёр вышел из больницы[36]. Марк Захаров вспоминал, как Янковский помогал ему своим киноопытом на съёмочной площадке[37]. И на этот раз фильм получился. Медведя сыграл совсем юный Александр Абдулов, а Принцессу, которая влюбилась в него — Евгения Симонова. А виновным во всей этой истории был Волшебник — Олег Янковский. Марк Захаров противопоставлял Волшебника всем остальным персонажам своего мира. Он — единственная фигура с философским характером. Остальные — или лирические, или сатирические. Он — главное лицо, и именно он поведал мораль этой сказки: «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны»[27]. Волшебник Олега Янковского не потерялся на фоне мужественного обаяния Медведя-Абдулова, фееричной гротескности Короля-Леонова и нежного очарования Принцессы-Симоновой. Несмотря на то, что средств для создания его образа режиссёр отпустил Янковскому меньше, скупыми красками он сумел показать сущность Творца — он обладал способностью творить чудеса, но при этом был вполне реальным человеком — эгоистичным, властным, подчас жестоким, и в то же время мудрым. Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона. Благодаря оглушительному успеху «Обыкновенного чуда» режиссёр, наконец, смог доказать, что он «не случайный человек в кинематографе»[37].

В 1978 году Олег Янковский сыграл следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте». «Красивый человек в белом костюме», как написал об этом Марк Захаров. Эту роль Олег Янковский посвятил своей маме, Марине Ивановне[38]. Фильм был плохо принят критикой из-за вольного обращения с первоисточником, но имел оглушительный успех у зрителей (особенно зрительниц), а Янковский после фильма стал, что называется, «секс-символом»[22]. В киноконцертах, которые так любили показывать на нашем телеэкране в советское время, сцена, где Камышев — Олег Янковский кружит на руках Оленьку — Галину Беляеву под звуки знаменитого вальса Евгения Доги, была обязательной[27].

Также в 1978 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «Синие кони на красной траве» по пьесе Михаила Шатрова. Это был смелый эксперимент — Олег Янковский сыграл не просто Ленина, но Ленина без грима, без привычной картавости вождя, сыграл его не бронзовым памятником, а обычным человеком, больным, уставшим, мучающимся оттого, что ему мало осталось. Даже те, кто не принял спектакль, восхищались работой Янковского, который смог отойти от традиционного отображения Ленина. Актёр играл не реального Ленина, а его романтическое представление в умах людей, не того человека, каким он был, а каким его хотели видеть.

«Тот самый Мюнхгаузен»

В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам телефильма «Тот самый Мюнхгаузен», в основу которого легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый», изначально написанная для театра Советской армии[39]. В этом спектакле главные роли исполняли Владимир Зельдин и Людмила Касаткина, было бы логично пригласить их в фильм, но Марк Захаров видел в образе Мюнхгаузена только Олега Янковского, несмотря на то, что это было в определённом смысле смелое решение.

Худсовет не утверждал актёра, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын[39]. Григорий Горин был тоже против кандидатуры Янковского.

Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин — «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии»[41]. Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился при озвучивании, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой[42].

31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена[43]. В исполнении Олега Янковского Мюнхгаузен предстал вовсе не тем бароном-вралём, который знаком по книге Эриха Распе и каноническим иллюстрациям Гюстава Доре. Это притча о мужестве человека, который способен остаться самим собой, не пасуя перед лицемерами и ханжами. Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров.

1980-е годы

В 1981 году Олег Янковский сыграл роль Джека Степлтона в фильме «Приключения Шерлока Холмса». В 1982 году сыграл главную роль в фильме Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию». Янковский попал в этот фильм благодаря Евгении Глушенко, которая была уже утверждена на главную роль Веры. Глушенко уговорила режиссёра Сергея Микаэляна прекратить поиски главного героя и пригласить Янковского: «Только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!»[45] Сергей Микаэлян согласился, несмотря на то, что главному герою фильма по сюжету 27 лет, а Олегу Янковскому было уже 38, и уже не видел другого актёра в этой роли. Когда Ленком должен был уехать на съёмки в Среднюю Азию, Микаэлян настоял, чтобы всю киногруппу отправили вслед за Янковским[46]. Фильм посмотрело почти 25 миллионов зрителей, а Олег Янковский был признан лучшим актёром года по опросу читателей журнала «Советский экран»[45].

Также в 1982 году Олег Янковский снялся в фильме Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву». Сценарий был написан Виктором Мережкоспециально для Никиты Михалкова[47], но когда Роман Балаян случайно увидел Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся», его так поразила его игра, что он тут же позвонил Мережко и сказал: «Берём Янковского»[47][48]. Балаян вспоминал об этом: «Почему я так решил? Мне кажется, что у Олега было то, чего нет у многих: он в кадре и над ним. Было ещё что-то, кроме того, что он говорил, в его лице, в его глазах»[48]. Виктор Мережко позвонил актёру и предложил ему главную роль, но Янковский, узнав, что фильм будет снимать неизвестный ему режиссёр на киностудии имени Довженко[49], отказался. Но потом, случайно выяснив детали сюжета от самого Никиты Михалкова, Олег Янковский согласился[50]. Этот фильм стал началом плодотворного сотрудничества актёра с режиссёром Романом Балаяном. Роман Балаян охарактеризовал главного героя фильма так: «Герой в сюжете и такой, и сякой. Вот тебе и не нравится, вот он хороший, вот он почти негодяй, вот он опять замечательный, вот он комикует, вот он плачет. В одном фильме артисту было предоставлено сыграть всё»[51]. За роль в фильме «Полёты во сне и наяву» Олег Янковский был удостоен Государственной премии СССР. В 1980-х Роман Балаян снял с Олегом Янковским фильмы «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Филёр» (1987).

«По-настоящему я захлебнулся от счастья только в 1983-м году. Тогда всё совпало! Я снимался в Италии, у самого́ Тарковского, а в Москве прошли премьеры сразу двух фильмов — „Полёты во сне и наяву“ и „Влюблён по собственному желанию“», — признавался потом Олег Янковский в своём интервью[52].

Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть любимый актёр Андрея Тарковского, его друг и протагонист его фильмов — Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил главную роль Олегу Янковскому. Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Героем «Ностальгии» вначале должен был быть русский крепостной композитор (прототипом которого служил Дмитрий Бортнянский), отправленный на учёбу в Италию. Но по сценарию главным персонажем фильма стал современный писатель Андрей Горчаков. Он приезжает в Италию, чтобы найти материалы о крепостном графа Шереметева, композиторе XVIII века, Сосновском[31].

Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили — без знания языка, без денег. Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаянии, и тут явился наконец Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».

Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на «Золотую пальмовую ветвь». Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Руководство Госкино, особенно председатель Госкино СССР Ф. Т. Ермаш, требовало, чтобы Тарковский вернулся в страну. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР[31].

В 1983 году Марк Захаров поставил на сцене Ленкома пьесу Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Олег Янковский сыграл в этом спектакле царского офицера капитана Беринга — роль, которая продемонстрировала его фактурную аристократичность и его умение выразительно молчать.

В 1986 году Олег Янковский сыграл роль Гамлета в постановке Глеба Панфилова в Ленкоме. Это была первая работа кинорежиссёра в театре. Спектакль недолго продержался в репертуаре и был недооценён критиками[54][55]. Они не приняли трактовку знаменитой пьесы Шекспира режиссёром-дебютантом в театре[56]. Самую большую неприязнь вызвала роль Гамлета в исполнении Олега Янковского[54]. Актёр играл не духовные искания, а конечный результат. Это не был безумец или человек, притворяющийся безумцем, это был холодный, трезво мыслящий человек.

Несмотря на то, что Олег Янковский от спектакля к спектаклю всё лучше и лучше понимал свою роль, спектакль был снят с репертуара[22], и актёр считал, что эта роль была его неудачей[57][58][59].

Зато роль Василия Позднышева в фильме Михаила Швейцера «Крейцерова соната» (по повести Л. Н. Толстого), снятого в том же 1986 году, Олег Янковский считал своей удачей[60][61]. Актёр был утверждён без проб на эту роль[60]. Янковскому было физически тяжело играть. Большую часть фильма занимал монолог главного героя, убившего свою жену. Актёру приходилось учить огромный текст и ни на йоту не отходить от первоисточника. Жена режиссёра стояла рядом с томиком Толстого и следила, «чтобы произнесён был каждый слог и каждый предлог»[58]. За роль Позднышева Олег Янковский в 1989 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых[62].

В 1980-х годах Олег Янковский снялся ещё в двух фильмах Марка Захарова — в 1982 году в фильме «Дом, который построил Свифт» и в 1988 году — в фильме «Убить дракона». У обеих картин была непростая судьба. Фильм «Дом, который построил Свифт» цензура долго не выпускала на телеэкран из-за сложного «эзопового языка» пьесы Григория Горина. Хотя на этот раз драматург остался доволен работой Олега Янковского, в отличие от сложностей с озвучанием фильма «Тот самый Мюнхгаузен», и с долей иронии отмечал: «Зато в следующем фильме, „Дом, который построил Свифт“, Олег работал безукоризненно… поскольку на протяжении почти всего фильма декан Свифт не разговаривал, а просто молча смотрел… Молча же смотреть на этот мир не может никто лучше Янковского»[41]. Пьесу «Дракон» Е. Шварца Марк Захаров ставил ещё в студенческом театре МГУ, спектакль был сыгран всего несколько раз и потом закрыт[63]. Но на исходе «перестройки» пьесу удалось наконец перенести на телеэкран. Олег Янковский сыграл в фильме Дракона, который держит в страхе весь город. В город прибывает странствующий рыцарь Ланцелот, который хочет освободить жителей от его господства. Но люди так привыкли к тирану, что чинят всяческие препятствия освободителю. Критики обвиняли Марка Захарова в конъюнктурности, потому что на этот раз параллели с современностью лежали на поверхности и были легко узнаваемы. 

В 1988 году Янковский также сыграл одну из главных ролей в дебютном фильме венгерского режиссёра Ильдико Эньеди «Мой XX век», при этом «не было ни кинопроб, ни предварительных встреч с режиссёром. Просто Эньеди была знакома с картинами Балаяна и «Ностальгией». Этого было достаточно».

1990-е годы[править | править код]

В 1991 году Олег Янковский сыграл в фильме «Цареубийца» Карена Шахназарова — первом российском фильме о расстреле семьи бывшего российского императора Николая II. В том же году актёр был удостоен национальной премии «Ника» за лучшие мужские роли в «Цареубийце» и «Паспорте».

В начале 1990-х «в стране всё рухнуло, кинопроизводство в том числе»[52], — вспоминал Олег Янковский. По приглашению режиссёра Клода РежиЯнковский на полгода уехал во Францию[52], где участвовал в международном театральном проекте[57]. Он вспоминал, как Марк Захаров пришёл к нему в гримёрку, сел и грустно спросил его: «Олег, ты что, насовсем, да?»[30]

Работая во Франции, Олег Янковский узнал, что стал народным артистом СССР. Его фамилия стояла последней в последнем списке. У него это вызвало иронию. Он шутил, что после введения этого звания в Советском Союзе первым его получил К. С. Станиславский: «с кого начали и кем закончили»[52].

Весной 1992 года Олег Янковский вернулся в страну и не узнал её.

В это время Олег Янковский тоже много снимался, но некоторые картины с его участием так и не были завершены. Сергей Соловьёв не смог доснять фильм «Иван Тургенев. Метафизика любви», где Олег Янковский играл Ивана Тургенева, а Татьяна Друбич — Полину Виардо[66]. Режиссёр Семён Аранович умер, так и не завершив свой фильм «Агнец божий», где Олег Янковский сыграл полковника НКВД[67]. Съёмки запущенного в производство в 1993 году многосерийного фильма Сергея Соловьёва «Анна Каренина» из-за финансовых проблем затянулись на 16 лет[68].

В 1993 году Олег Янковский стал президентом Открытого Российского кинофестиваля в Сочи ОРКФ «Кинотавр»[69].

Олег Янковский сыграл также в картинах у Романа Балаяна в фильме «Первая любовь», у Игоря Масленникова — в фильме «Тьма», в «Ревизоре» (экранизация произведения Н. В. Гоголя), экранизации повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Он снимался у британского режиссёра Энтони Уоллера в фильме «Немой свидетель», во Франции в фильме «Мадо, до востребования» у Александра Адабашьяна[52][71] и в Греции в фильме «Терра инкогнита».

2000-е годы

В 2000 году Олег Янковский вместе с Михаилом Аграновичем поставил собственный фильм «Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала…» и сыграл в нём главного героя, Игоря — «нового русского», который по ошибке попал к «старым русским» — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью.

В 2001 году Марк Захаров поставил в Ленкоме спектакль «Шут Балакирев» по последней пьесе Григория Горина[73]. Драматург умер, не дописав второй акт пьесы, поэтому Марку Захарову пришлось больше года сводить отдельные диалоги второго акта в единое целое[74], что по отзывам критиков получилось не очень хорошо[75]. Олег Янковский сыграл в этом спектакле Петра Великого. Несмотря на неоднозначные оценки постановки, критики отмечали прекрасную игру Олега Янковского, называя эту работу одной из лучших его ролей этих лет[75][76][77]. За эту роль Олег Янковский был удостоен Государственной премии РФ[5], театральной премии имени К. С. Станиславского[78], премии «Кумир»[79] и был номинирован на театральную премию «Золотая маска».

В 2002 году Олег Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского «Любовник». За работу в фильме он был удостоен приза за лучшую мужскую роль XIII открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» и приза гильдии киноведов и кинокритиков России «Золотой Овен».

В 2004 году известный эстонский режиссёр Эльмо Нюганен поставил в Ленкоме спектакль «Tout payé, или Всё оплачено» по популярной пьесе французского драматурга Ива Жамиака «Месье Амилькар платит». Олег Янковский, ранее принципиально не принимавший участия в антрепризах, на этот раз согласился сыграть в спектакле, потому что ему понравилась пьеса[57]. Он сыграл главного героя — месье Амилькара, одинокого и потерявшего веру в жизнь человека, который за деньги нанимает людей, чтобы они изображали для него близких — старого друга, дочь и жену. Жену изображает актриса-неудачница, дочь — проститутка, старого друга — бедный художник. Когда в конце пьесы выясняется, что месье Амилькар вовсе не богач, а только клерк, ограбивший свой банк, все уже успевают привязаться к нему по-настоящему[81]. Пьеса была осовременена, мрачный финал заменён на хеппи-энд. Олег Янковский выступал также режиссёром этого спектакля[82][83]. 

В 2006 году на телеэкраны вышел сериал «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака, за который писатель получил Нобелевскую премию. Авторы фильма поставили в титрах слова «по мотивам», потому что сериал сильно отошёл от первоисточника[86][87]. Это касалось и отображения адвоката Виктора Иполлитовича Комаровского, персонажа, которого сыграл Олег Янковский. В романе Комаровский описан лишь чёрной краской, но Олегу Янковскому не хотелось играть этого персонажа так же поверхностно, как это делали актёры в других экранизациях романа. Он играет яркую личность, человека, который всегда будет в центре внимания в любое время[88][89]. Олега Янковского обвиняли в том, что он дал согласие сниматься в сериале, хотя обещал никогда не участвовать в подобных проектах. Но актёр считал «Доктора Живаго» телевизионным фильмом, снятым по законам кино. «Я дал согласие сниматься, потому что мне импонировали личности сценариста Юрия Арабова и режиссёра Александра Прошкина. Эти люди всегда работали честно», — говорил актёр[90]. Сериал снимался по заказу телеканала НТВ, но канал по каким-то причинам не сразу выпустил его на экран, чем не преминули воспользоваться «пираты», благодаря которым фильм вышел до премьеры на НТВ в плохом качестве на DVD[91]. Затем НТВ всё же выпустил сериал на экран, но заполонил рекламой, на каждую серию приходилось до 40 % рекламы, что оттолкнуло зрителей[92]. Показ сериала в России, в отличие от показа в Белоруссии, имел низкий рейтинг и был объявлен провальным[93]. Многие критики не приняли трактовку романа, но отмечали блестящую игру Олега Янковского[87][93][94][95][96][97]. За свою роль в этом сериале Олег Янковский был удостоен приза «Золотой орёл»[98] и премии Российской академии телевидения ТЭФИ[99].

В 2009 году режиссёр Сергей Соловьёв смог завершить свою картину «Анна Каренина». В начале 1990-х картина попала под секвестирование государственного бюджета. Хотя уже были подобраны все актёры и сшиты костюмы, финансирование проекта было приостановлено. Режиссёр признавался: если бы ему были выделены деньги для работы над картиной, на съёмки любых других фильмов денег бы уже не нашлось[100]. Картина попала под консервацию. Как только появлялись деньги, Соловьёв возвращался к съёмкам. В 1998 году экономический кризис вновь заставил остановить работу над картиной. За время съёмок от лейкемии умерла Ирина Метлицкая, которая вначале была утверждена на роль Анны Карениной. Её роль перешла к Татьяне Друбич. Актёры становились старше, но, по словам режиссёра, для Олега Янковского это стало благом, потому что в его глазах появилась «та жизненная горечь», которая была нужна ему для роли Каренина[100]. Соловьёв много времени уделил именно Каренину, сам фильм идёт от его лица, это история человека, искренне любившего женщину, с которой его развела судьба[68].

Последние работы

В 2008 году Олег Янковский сыграл митрополита Филиппа в фильме Павла Лунгина «Царь». В центре повествования — конфликт между Иваном Грозным и игуменом Соловецкого монастыря Филиппом, другом детства царя, вызванным Иваном Грозным в Москву и возведённым в сан митрополита. Филипп соглашается стать митрополитом в надежде остановить опричнину и убедить царя следовать христианским добродетелям. По словам режиссёра, он выразил в фильме своё восхищение поступком святителя, который «сам пошёл на жертву, пытаясь остановить немыслимое кровопролитие»[102].

Лунгин долго не мог найти исполнителя, который смог бы справиться со сложной ролью митрополита. По словам Ивана Охлобыстина, именно он посоветовал Лунгину взять Янковского на эту роль, которая стала для актёра последней в кино. Когда режиссёру задали вопрос, почему он взял именно Олега Янковского, он ответил: «Потому что лучше актёра у нас сейчас нет»[103]. Для этой роли был специально изготовлен нательный крест — точная копия того, который носил митрополит Филипп. В конце съёмок Олег Янковский попросил Охлобыстина освятить этот крест[104].

Рабочее название фильма «Иван Грозный и митрополит Филипп» было заменено на короткое «Царь» и с именно таким названием картина открывала 31-й ММКФ[106]. 13 октября в Государственной Думе прошёл закрытый просмотр фильма и вызвал бурную дискуссию среди депутатов и представителей РПЦ[107][108][109].

Фильм вышел в широкий прокат 4 ноября и за два дня собрал 25 миллионов рублей, став претендентом на звание самого успешного кинопроекта года[110]. Картина вызвала недовольство критиков из-за вольного обращения режиссёра с историческими фактами, но их большая часть отмечала безупречную игру Олега Янковского.

Последней работой Олега Янковского в театре стала роль моряка Жевакина в спектакле «Женитьба» по Н. В. Гоголю, поставленного Марком Захаровым на сцене Ленкома. 18 февраля 2009 года актёр в последний раз вышел в этой роли на сцену.

Янковский был академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президентом благотворительного фонда имени Евгения Леонова (1996—2009).

Личная жизнь

Жил и работал в Москве. Был женат.

Жена — актриса, заслуженная артистка России Людмила Зорина (род. 1 мая 1941), бракосочетание состоялось во время обучения Олега Янковского на втором курсе театрального училища[21].
Сын Олега Янковского — Филипп (род. 10 октября 1968) — актёр и кинорежиссёр.
Невестка — Оксана Фандера (род. 7 ноября 1967) — актриса.
Внуки — Иван (род. 30 октября 1990) — актёр и Елизавета (род. 1 мая 1994[129]) — студентка актёрского факультета Школы-студии МХАТ).
Братья: Ростислав Янковский (5 февраля 1930—26 июня 2016), актёр театра и кино, народный артист СССР; Николай Иванович Янковский (26 июля 1941 — 25 мая 2015), работавший заместителем директора саратовского театра кукол «Теремок».
Племянник — Игорь Янковский (род. 29 апреля 1951) — актёр кино.

Творчество

Театральные работы

Саратовский драматический театр

«Чти отца своего» Виктора Лаврентьева — Севка Кичигин
«Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского — брошенный муж
«Судебная хроника» Якова Волчека. Режиссёр: Соломон Казимировский — Вадим Бабичев[138]
«Затейник» Виктора Розова. Режиссёр: Д. А. Лядов — Эдуард
«Баловень судьбы» Юрия Мячина. Режиссёр: Я. А. Рубин — Дмитрий Николаевич[21]
«Рождестве в доме синьора Купьелло» Эдуардо Де Филиппо — Ненилло
«Таланты и поклонники» по пьесе А. Н. Островского — Мелузов
«Человек со стороны» Игнатия Дворецкого — Чешков
«Стакан воды» Эжена Скриба. Режиссёр: Я. А. Рубин — Мешем
1971 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Я. А. Рубин — князь Мышкин

Ленком

1973 — «Автоград XXI», по пьесе Ю. Визбора и М. Захарова. Режиссёр: Марк Захаров — Горяев
1975 — «В списках не значился» Юрия Визбора по одноимённой повести Бориса Васильева. Режиссёр: Марк Захаров — скрипач Свицкий
1975 — «Ясновидящий» по роману Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак». Режиссёр: Марк Захаров — Гансйорг Лаутензак[140]
1977 — «Парень из нашего города» Константина Симонова. Режиссёр: Марк Захаров — Аркадий Бурмин
1978 — «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Ленин[141]
1983 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссёр: Марк Захаров — капитан Беринг
1986 — «Гамлет» У. Шекспира. Режиссёр: Глеб Панфилов — Гамлет
1986 — «Диктатура совести» Михаила Шатрова. Режиссёр: Марк Захаров — Посторонний
1987 — «Карманный театр» Жана Кокто. Режиссёр: Пётр Штейн
1990 — «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова. Режиссёр: Марк Захаров — учитель физкультуры
1994 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: Марк Захаров — Тригорин
1997 — «Варвар и еретик» по роману Ф. М. Достоевского «Игрок». Режиссёр: Марк Захаров — Генерал
2001 — «Шут Балакирев» Григория Горина. Режиссёр: Марк Захаров — Пётр Первый[75][142]
2004 — «Tout payé, или Всё оплачено» по комедии Ива Жамиака. Режиссёр: Эльмо Нюганен — Александр[84]
2007 — «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Марк Захаров — Жевакин

Фильмография

Актёрские работы

1968 — Щит и меч — Генрих Шварцкопф
1968 — Служили два товарища — Андрей Некрасов
1969 — Жди меня, Анна — Сергей Новиков
1969 — Я, Франциск Скорина — Франциск Скорина
1970 — О любви — Андрей, друг Николая
1970 — Расплата — Алексей Платов
1970 — Сохранившие огонь — Семён
1970 — Белая земля — Франц Риттер
1972 — Гонщики — Николай Сергачёв
1974 — Нечаянные радости — Лёша Канин (фильм не закончен, плёнка смыта; в дальнейшем был переснят Никитой Михалковым под названием «Раба любви»)
1974 — Гнев — Леонте Чеботару
1974 — Зеркало — Александр, отец
1974 — Под каменным небом — Яшка, шофёр-одессит
1974 — Премия — Лев Алексеевич Соломахин, секретарь парткома
1974 — Сержант милиции — «Князь»
1974 — Пир во время чумы (телеспектакль) — священник
1975 — Доверие — Георгий Пятаков
1975 — Звезда пленительного счастья — Кондратий Рылеев
1975 — Мой дом — театр — Дмитрий Андреевич Горев, провинциальный трагик
1975 — Полковник в отставке — Алексей, сын полковника
1975 — Чужие письма — Женя Пряхин
1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Сергей Попов, штурман
1976 — Длинное, длинное дело… — Владимир Воронцов, следователь
1976 — Сентиментальный роман — Илья Городецкий
1976 — Сладкая женщина — Тихон Дмитриевич Соколов
1976 — Слово для защиты — Руслан Шевернёв
1977 — Обратная связь — Леонид Александрович Сакулин
1978 — Мой ласковый и нежный зверь — Сергей Петрович Камышев
1978 — Обыкновенное чудо — Хозяин (Волшебник)
1978 — Поворот — Виктор Веденеев
1978 — Парень из нашего города (телеспектакль) — Аркадий Бурмин
1979 — Тот самый Мюнхгаузен (телефильм) — Мюнхгаузен
1979 — Открытая книга (многосерийный телефильм) — Раевский, издатель писем профессора Лебедева
1981 — Мы, нижеподписавшиеся (телефильм) — Геннадий Михайлович Семёнов, член комиссии
1981 — Повести Белкина. Выстрел (телеспектакль) — Граф
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (телефильм) — Джек Стэплтон / Хьюго Баскервиль
1981 — Шляпа — Дмитрий Денисов
1982 — Ностальгия — Андрей Горчаков, русский писатель
1982 — Влюблён по собственному желанию — Игорь Брагин
1982 — Дом, который построил Свифт (телефильм) — Джонатан Свифт, декан
1982 — Полёты во сне и наяву — Сергей Иванович Макаров
1982 — Попечители (телеспектакль) — Вадим Григорьевич Дульчин (по пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва»)
1983 — Поцелуй — Михаил Рябович, штабс-капитан
1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки — Повествователь
1984 — Два гусара — Фёдор Иванович Турбин, граф
1986 — Храни меня, мой талисман — Алексей
1987 — Крейцерова соната — Василий Позднышев
1987 — Филёр — Воробьёв
1988 — Убить дракона — Дракон
1989 — Мой двадцатый век (Az én XX. századom) — Z
1990 — Мадо, до востребования — Жан-Мари, режиссёр
1990 — Паспорт — Боря (Борух), эмигрант из СССР
1991 — Цареубийца — Смирнов, психиатр / Николай II
1992 — Сны о России — Кирилл Лаксман, академик Петербургской АН
1992 — Тьма — Террорист
1993 — Я — Иван, ты — Абрам — Граф
1994 — Немой свидетель — Ларсен
1994 — Метафизика любви — Тургенев (фильм не был завершён, консервация)
1994 — Agnus Dei. Агнец божий — Полковник НКВД (фильм не был завершён из-за смерти режиссёра)
1995 — Первая любовь — Отец
1995 — Крестоносец — камео
1995 — Роковые яйца — Владимир Ипатьевич Персиков, профессор
1995 — Терра инкогнита — Оди Атрагон, писатель
1996 — Ревизор — Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья
1997 — Шизофрения — камео
1997 — Алиса — Кутц
1998 — Райское яблочко — Жора, культработник
1999 — Китайскій сервизъ — Дмитрий Петрович Строганов, граф
2000 — Бременские музыканты & Co — Трубадур-старший
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе (телефильм) — Джек Стэплтон / Хьюго Баскервиль
2000 — Приходи на меня посмотреть (телефильм) — Игорь
2000 — Человек, который плакал — Абрамович
2000 — Прокрустово ложе — Джордж Ладима
2001 — Поллианна — Мистер Пендлтон[144]
2002 — Любовник — Дмитрий Чарышев — преподаватель филологии в институте
2003 — Бедный, бедный Павел — Пётр Пален, граф
2006 — Доктор Живаго (телесериал) — Виктор Комаровский
2006 — Живая рыба (фильм не был завершён)
2006 — Влюблён по собственному желанию 2
2007 — Лузер — камео
2008 — Райские птицы — Николаша
2008 — Без вины виноватые — Григорий Львович Муров
2008 — Стиляги — Брусницын-старший, отец Фрэда
2009 — Анна Каренина — Алексей Александрович Каренин
2009 — Царь — Митрополит Филипп (Колычёв)

Участие в документальном кино

2001 — «Олег Иванович и другие» (трёхсерийный документально-биографический телефильм). Режиссёры: Борис Берман и Ильдар Жандарёв[145]
2003 — «Тот самый Захаров»
2003 — «После Тарковского»
2004 — «Здравствуйте, Олег Иванович» (документально-биографический телефильм к 60-летию). Режиссёры: Борис Берман, Ильдар Жандарёв
2007 — «Крестный путь Андрея Тарковского». Режиссёр: Денис Трофимов
2007 — «Александр Абдулов. Самый обаятельный и привлекательный». Режиссёр: Ирина Фирсова
2008 — «Александр Збруев — мечта одинокой женщины». Режиссёр: Наталья Казакова
2008 — «Марк Захаров. Моя обманчивая мрачность». Режиссёр-постановщик: Иван Цыбин (Первый канал)
2009 — «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» (документально-биографический телефильм к 65-летию)
2009 — «Олег Янковский. В главной роли» (документально-биографический телефильм к 65-летию) Режиссёр-постановщик: Иван Цыбин(Первый канал)

Режиссёрские работы

2000 — Приходи на меня посмотреть (совместно с Михаилом Аграновичем)

Признание и награды

Государственные награды

1977 — Премия Ленинского комсомола — «за талантливое воплощение образов современников в кино»
1977 — Заслуженный артист РСФСР
1984 — Народный артист РСФСР
1987 — Лауреат Государственной премии СССР — за роль в фильме «Полёты во сне и наяву»
1989 — Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых — за роль в фильме «Крейцерова соната»
1991 — Народный артист СССР — последний из мужчин, кто получил это звание
1995, 28 декабря — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
1996 — Лауреат Государственной премии Российской Федерации — за исполнение главной роли в спектакле «Чайка» по пьесе А. П. Чехова Московского государственного театра «Ленком»
2002 — Лауреат Государственной премии Российской Федерации — за исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком»
2007, 11 августа — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
2009, 23 февраля — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства

Кинематографические и общественные награды

1983 — Лучший актёр года — за главную роль в фильме «Влюблён по собственному желанию» (по опросу журнала «Советский экран»)
1983 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшие актёрские работы» за 1983 год
1988 — Приз МКФ в Вальядолиде — за лучшую мужскую роль в фильме «Филёр»
1989 — Приз «За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» — за роль в фильме «Убить дракона»
1992 — Премия «Ника» — за лучшую мужскую роль в фильме «Цареубийца»
1992 — Премия «Ника» — за лучшую мужскую роль в фильме «Паспорт»
1993 — Премия имени А. А. Ханжонкова «Кинособытие года»
2000 — Приз «Золотая подкова» — за режиссуру фильма «Приходи на меня посмотреть»[115]
2001 — Приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — за фильм «Приходи на меня посмотреть»
2001 — Приз Российского фонда культуры на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
2001 — Гран-при «Золото „Лістапада“» на кинофестивале «Лістапад» в Минске — за роль в фильме «Приходи на меня посмотреть»
2001 — Первое место в номинации «Выборгский счёт» на кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге — за фильм «Приходи на меня посмотреть»
2001 — Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского)[150] — за исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком»[78]
2002 — Премия «Золотой Овен» — за лучшую мужскую роль в фильме «Любовник»
2002 — Приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи — за роль в фильме «Любовник»
2002 — Приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Созвездие» — за роль в фильме «Любовник»
2002 — Лауреат премии «Кумир» в номинации «Кумир года» — за исполнение главной роли в спектакле «Шут Балакирев» Московского государственного театра «Ленком» и за роль в фильме «Приходи на меня посмотреть»[79]
2003 — Премия «Ника» — за лучшую мужскую роль в фильме «Любовник»
2003 — Премия «Золотой орёл» — за лучшую мужскую роль второго плана (в фильме «Бедный, бедный Павел»)
2003 — Специальный приз от администрации Краснодарского края на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
2005 — Театральная премия «Гвоздь сезона» — за спектакль «Tout payé, или Всё оплачено»[151]
2006 — Премия «Золотой Орёл» — за лучшую мужскую роль на телевидении (в многосерийном фильме «Доктор Живаго»)
2006 — Премия Российской академии телевидения ТЭФИ — за лучшую мужскую роль на телевидении (в многосерийном фильме «Доктор Живаго»)[99]
2006 — Орден Петра Великого
2007 — Премия «Триумф»[152]
2008 — общественная награда — знак ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество»[153]
2009 — Приз имени К. С. Станиславского «Я верю» (посмертно)[154]
2009 — Приз «Многолетнему президенту „Кинотавра“ — за выдающийся вклад в российский кинематограф» (посмертно)[155]
2009 — Приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Созвездие» — за главную роль в фильме «Анна Каренина» (посмертно)[156]
2010 — Специальная премия «Золотой Орёл», за вклад в развитие отечественного кинематографа. (посмертно)[157]
2010 — Премия Ника за 2009 год — номинация «Лучшая мужская роль» (посмертно). По совокупности ролей в фильмах «Анна Каренина» и «Царь»[158].

«Обыкновенное чудо» на Первом канале

Волшебник живет со своей любимой женой вдали от городов и государств. Его воспитанник – прекрасный юноша, в недалеком прошлом – медведь. Волшебник говорит ему о том, что в один момент юноша может снова превратиться в медведя. Но для этого он должен в родном лесу встретить настоящую принцессу, полюбить ее и поцеловать.

07.01.2023
«Обыкновенное чудо» на Первом канале
В Доме музыки пройдет церемония вручения премии Янковского

Фестиваль искусств "Черешневый лес" объявит лауреатов премии Олега Янковского "Творческое открытие" в ходе торжественной церемонии 30 мая в Международном Доме музыки, -сообщилив пресс-службе фестиваля. Премия Олега Янковского была учреждена в на Х юбилейном фестивале в 2010 году в память о знаменитом артисте, который в течение д

30.05.2016
В Доме музыки пройдет церемония вручения премии Янковского

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь