«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» - так писал о своей героине (реально существовавшей) Александр Солженицын. На сцене «Студия» в театре имени Евгения Вахтангова состоялось юбилейное, 300-е, представление спектакля «Матрёнин двор» по одноимённому рассказу А.И. Солженицына. Этот спектакль стал скромным подарком Вахтанговцев к 90-летию Александра Исаевича Солженицына – великого писателя и гражданина. Премьера состоялась 13 апреля 2008 года, и с тех пор постановку сопровождают неизменная зрительская любовь и аншлаги.
«Матрёнин двор», написанный летом 1959 года увидел свет в «Новом мире» в январе 1963‑го. «Удивительно, как могли напечатать? Это пострашнее “Ивана Денисовича“? Там можно всё на культ спихнуть, а тут? Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги?» - так отозвалась о рассказе Солженицына величественная Анна Ахматова.
Идея создания сценической версии рассказа принадлежит Александру Михайлову, он долго жил с этой мыслью, пока не поделился ею с профессором Щукинского училища заслуженным деятелем искусств России Владимиром Ивановым, который впоследствии и стал автором сценической версии и режиссёром спектакля.
Иванов, обладая уникальным режиссёрским даром психологического анализа, через тончайшую разработку характеров, «соединенную» с точно угаданной интонацией автора в сотрудничестве с уникальными актёрами Александром и Еленой Михайловыми создали потрясающую постановку. Художник Максим Обрезков выполнил эксклюзивные декорации, которые из деревенского дома превращаются в погост, дополненные невероятной музыкой от Татьяны Агаевой.
Рассказ о праведнице Матрёне – это история нескладной жизни шестидесятилетней крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой, что жила в деревенской глухомани Владимирской области, где после казахстанской ссылки учительствовал Солженицын, поселившись в запущенной избе с фикусами, колченогой кошкой, мышами и тараканами, разворачивается на глазах у изумленной публики, которая сидит буквально в нескольких сантиметрах камерного пространства вахтанговской сцены «Студия».
Икона, фотографии в общей раме, часы-ходики, сундук, который служит кроватью постояльцу, серое солдатское одеяло – это и есть быт Матрёны и её жильца, который приехал сюда с допотопным чемоданчиком и изношенным вещмешком. Светлые струганые доски образуют крыльцо избы, которое в ходе спектакля родственники Матрёны разберут на части. Символично, что от него останется лишь крест на её могиле…
Ключевое в постановке – бесподобная, неповторимая и уникальная игра актеров. Слезы в глазах Матрёны (Елена Михайлова) и пот на лбу Игнатича (Александр Михайлов) – все взаправду, все перед ошарашенной публикой, все как в жизни героев. Елена и Александр «пропитывают» текст Солженицына своим актерским даром и «вкладывают» в сердца и души зрителей.
«Это произведение вечное. Оно будет актуально всегда, потому, что речь идёт о внутренних человеческих страстях и выборе, который каждый делает перед своей совестью», - говорит о главном Александр Михайлов, исполнитель роли Игнатича.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба театра имени Вахтангова.