В январе канал ВВС начал показ экранизации «Войны и мира». Великий русский роман адаптировал для телеэкрана Эндрю Дэвис, в глвных ролях талантливые актёры: Пьера Безухова играет Пол Дано, а Наташу Ростову — Лили Джеймс, знакомая Российским зрителям по роли Золушки в популярном одноимённом фильме.
Российские зрители всегда особенно близко принимают к сердцу иностранные экранизации классики. Несколько фактов, почему сериал достоин внимания независимо от личностного отношения к классике.
Каждому поколению — своя «Война и мир». В России любят фильм Сергея Бондарчука в четырёх частях, на Западе — 20-серийное шоу с Энтони Хопкинсом в роли Пьера Безухова. И хотя и Бондарчук, и Хопкинс блестяще справляются со своими задачами, сопереживать эпопее, поставленной на манер 60-х и 70-х, сегодня сможет не каждый. Новая экранизация тем и хороша, что эпичный роман обрел на ВВС понятную современным зрителям форму.
Толстого не случайно хвалят за психологизм. Он даёт жизнь героям, кидает их в такую закрученную межличностную драму, что она одна могла бы дать жизнь десятку мыльных опер. К счастью, создатели любой хорошей экранизации, понимают, что эта человечность не существует в вакууме, а связана с событиями вокруг. История, разворачивающаяся на глазах её героев, и люди, чьи чувства обостряются от накала событий, неотрывны друг от друга. Там, где Толстой волен вести долгие философские рассуждения или давать меткие описания, создатели сериала должны пользоваться другими инструментами. Крупные планы ловят гложущее сомнение, звенящая тишина и практически беззвучно плачущий старик, нежное похлопывание свиньи по загривку — новый сериал BBC без малейшей пошлости чувствует безграничную человечность персонажей Толстого и не готов отказывать им в ней ни на минуту.
Советская «Война и мир» 60-х полна театрального драматизма. Недосказанность становится важной темой для этой интерпретации. Новый сериал BBC совсем другой: здесь накал страстей лежит на поверхности. В соответствии с подходом последних лет к экранизации классики в «Войне и мире» 2016-го всё крайне натуралистично. Платья мнутся, локоны выбиваются, офицеры не всегда стоят по струнке, а незамужние девицы не боятся показывать свои эмоции. Война подаётся не как грандиозное славное событие, а как инструмент, позволяющий героям почувствовать цену хрупкой человеческой жизни. У всех персонажей немного душа нараспашку, что с первых минут сокращает дистанцию между далёким 1812 годом и зрителем в 2016-м. Вот такие же люди, как ты: им страшно, им холодно, им хорошо, им плохо, они гордые, слабые, и ты точно будешь им сопереживать.
Эндрю Дэвиса знает каждый, кто любит британские телеэкранизации Диккенса или Остин, — именно он написал лучшие из них. Много лет он помогает классике зажить новой жизнью на экране, уважительно обращаясь с источником и всегда оставаясь верным его духу, но никогда не ставит кинематографическую ценность нового произведения на второе место. Дэвис умеет вынуть подтекст на поверхность и придумать для него идеальную визуальную метафору. Мистер Дарси в мокрой рубашке выходит из озера не для того, чтобы все в обморок падали, а чтобы подчеркнуть ключевой момент, когда Лиззи впервые видит его таким, какой он есть.
На «Войну и мир» BBC также обрушилась волна критики за смелую интерпретацию текста романа: в самой первой серии брат и сестра Курагины очевидно позволяют себе больше, чем положено кровным родственникам. «Что BBC осквернит следующим?» — кричат заголовки. И хотя относиться к такому ходу можно по-разному, нельзя не заметить очевидное. «Война и мир» — это всё же художественное преувеличение, а её персонажи — вовсе не святые. Дэвис не идеализирует эпоху и её героев, зато одной сценой объясняет о них больше, чем любая долгая экспозиция.
Рецензии на «Войну и мир» в англоязычной прессе разнятся от восторженных до крайне резких: некоторых не устраивает всё вплоть до внешности актёров, которые «недостаточно похожи на русских».
Внешне придраться не к чему: высший свет, ориентировавшийся на Европу, приправлен русской и православной эстетикой, которая при этом не преподносится как диковинка. Все актёры на местах: хотя про Дано и так давно понятно, что он один из лучших молодых актёров своего времени, его Безухов трогателен, трагичен и никогда не переигрывает. Короткое появление Джиллиан Андерсон в роли фрейлины Шерер уместно театрально, а живость Лили Джеймс совершенно не раздражает — приятно, что создатели не слишком гнались за привычной внешностью Ростовой. Раздать похвалы хочется всем, в особенности старику Болконскому, до разрыва сердца сочетающему любовь и строгость.
Новая «Война и мир» плотно ужимает четырёхтомный роман в шеcть серий, практически не теряя важных сцен. Единственный спорный момент — это решение сделать Пьера и Наташу заочно знакомыми. К сожалению, такой ход может лишить их последующие отношения глубины, но, учитывая, что вышла только половина сериала, возможно, это решение ещё себя оправдает. Сериал BBC делает то же, что любая хорошая экранизация: даёт новую жизнь своему источнику, пробуждает к нему интерес, рассказывая сложную семейную и философскую историю, не путаясь в персонажах и не теряя психологизма. Каждому поколению нравится своя «Война и мир» — и прежде чем критиковать и осуждать, следует посмотреть современную версию и составить своё мнение.
В статье использованы кадры из фильма с сайта kinopoisk.ru