«Что пользы человеку обрести весь мир, если он теряет собственную душу?» - так писал Оскар Уайльд в своём романе «Портрет Дориана Грея» (16+). Спектакля Театра Гоголя по этому произведению – это «трагическая фантасмагория» в постановке Константина Мишина.
«Театр Гоголя не будет прятаться за пыльными кулисами окаменелого академизма, здесь продолжат поиск новых форм» - так, или примерно так, была «озвучена» стратегия театра на улице Козакова, когда в него пришла новая команда.
И постановка «Грея» это как нельзя лучше демонстрирует. Режиссер в своём спектакле «объединил текст и пластику, используя выразительные средства современной европейской хореографии: движение служит продолжением монологов героев, кульминационным выражением смысла».
Главный герой - Дориан - юноша, живущий в Англии второй половины 19 века. Он необыкновенно красив, и потому у художника возникает идея написать его портрет. Увидев картину, Дориан восхищается собственной юностью и грустно высказывает пожелание: «Вот бы портрет менялся с годами, а я не старел; как же жаль, что случится наоборот; я готов даже отдать за это нечистому свою душу...». Как мы все понимает, ЗРЯ он это сказал!
«Портрет оказывается волшебным, и страшное желание Дориана исполняется: он не стареет, остаётся вечно молодым и прекрасным, но взамен отдаёт Тьме свою душу - ведёт порочный образ жизни и губит других, втягивая их в пороки; по его вине гибнет бывшая возлюбленная - молодая актриса Сибилла Вейн, затем Дориан собственноручно убивает друга, автора того самого портрета...вот какой оказывается плата за вечную молодость и красоту. Наверху, над сценой, висит небольшое круглое зеркало, в которое тщеславный герой бесконечно глядится, любуясь собой» - так на бумаге выглядит то, что зритель видит на сцене Театра Гоголя.
Спектакль пластический, декорации минималистичны: «движение сосуществует с текстом, добавляя глубины и красок». В спектакле Дорианы «размножаются» - все на одно лицо, «подчеркнуто бледное и беспристрастное», все в одинаковых плащах цвета бетонной пыли. Роль Дориана играют четыре артиста, «отображая многоликость персонажа и характер происходящих с ним перемен».
Живая музыка в исполнении Сергея Летова и Владимира Нелинова, переплетаясь с текстом и движением, «довершает погружение зрителя в подсознание главного героя».
Жизнь Дорина «презентуют» артисты: Мария Лисовая, Александр Хохлов, Денис Лукин, Семен Немцев, Федор Немцев, Людмила Чиркова / Ирина Выборнова, Александр Хотенов/Антон Лызо, Андрей Кондратьев/Марк Бурлай, Екатерина Сахно/Алеся Алисиевич, Павел Комаров/Егор Ворошилов, Янина Третьякова/Софья Ковалева.
В финале к Дориану приходит прозрение: он «понимает, что загубил жизни многих, к тому же сам после смерти попадёт в ад; жизнь его ужасна». Чтобы положить ей конец, прекрасный герой решает уничтожить картину, а с неё на него смотрит «дряхлый, уродливый старик - такой стала душа героя».
«С научной точки зрения, "душа" - понятие сомнительное. Измерить его, ощутить физически невозможно. При этом все знают, что она существует. Можно ли выжить без души?», - ответ на этот вопрос актеры театра Гоголя и режиссер Мишин и пытаются «найти» в спектакле «Портрет Дориана Грея».
Светлана Юрьева.
Фото – автора.