Продолжением гастрольной программы Красноярского ТЮЗа на сцене театра Вахтангова стала сентиментальная трагедия «Евгений Онегин» режиссёра Мурата Абулкатинова. Это история о несостоявшейся любви и её жертвах, о воспитании чувств и взрослении. Спектакль стал лауреатом Краевого фестиваля «Театральная весна – 2024» в номинациях «Лучшая премьера сезона в драматическом театре» и «Лучшая работа художника-постановщика». Показы прошли на Основной сцене с 23 по 25 августа.
На гастролях Красноярского ТЮЗа публике удалось посмотреть абсолютно разные, но прекрасные спектакли. Открыла гастроли яркая, сказочная, динамичная "АлиSA", а затем перед столичной публикой "Евгений Онегин" - намеренно однотонный, серый и статичный. Но за этой казалось бы монотонной серостью бился такой острый пульс напряжения, что временами становилось почти физически больно и возникало чувство, что перед зрителями чья-то вскрытая грудная клетка и они держат в руках извлеченное из нее лихорадочно бьющееся сердце.
Казалось бы, статичные мизансцены спектакля переполнены до предела напряженным ритмом - будто чья-то эфемерная рука проникает в души зрителей. Серые фигуры на сером фоне - подобный древнегреческому хор не только раскладывает между собой поэтический текст по строкам, но и исполняет почти ритуальные танцы. Хор комментирует, разъясняет, но не судит и не осуждает - его бесстрастность воздействует громче, чем неожиданный крик, вырывающийся из недр души Татьяны или Онегина. Но спектаклем правит не крик, а шёпот - оглушающий шёпот, заставляющий напрягать слух в страхе пропустить, недослышать. Спектакль сделан для знающих и помнящих пушкинский текст. Знакомые строки возникают из середины строф и прерываются на полувздохе, целясь в нашу память и всплывающие в ней слова. Возникшая из сна, реальная голова медведя грохочет о длинный стол - стол именин, поминок, стол тайной вечери. Намеренную серость спектакля взрывает алое вино в бокалах, передающее хрустальными соприкосновениями смертельную пулю в сердце Ленского. Серую стену раздвигают запыленные окна с проплывающими за ними серыми фигурами, и открывающиеся в надежде на бриз, способный разогнать морок. Где же бальные платья, вальсы и мазурки? Громадная люстра, висящая в углу, отвечая за все это, лишь раз вспыхивает в надежде на несбыточное счастье...
Спектакли Красноярского ТЮЗа в Москве прошли при переполненных залах, восхищенные зрители готовы были аплодировать до бесконечности в надежде на будущие гастроли, которых не хотелось бы слишком долго ждать.
После спектакля многим их присутствующих в зале, без сомнения, очень захотелось перечитать «Евгения Онегина».
Автор текста - Маргарита Егорова
Автор фоторепортажа - Галина Глухоманюк