«Театр должен заниматься человеком, это не политическая трибуна. Любовь, способность договариваться, искренность, умение входить в чужие обстоятельства - всего этого сейчас не хватает в мире, и все это есть в нашем театре. Это счастье, которое надо беречь», - говорил о главном Дмитрий Александрович Бертман, худрук «Геликон-оперы» перед началом 34 сезона.
И геликоновцы ответили своему основателю достойной премьерой в начале 2024 года. «“Черевички” Петра Ильича Чайковского – чудесная опера, в которой раскрывается национальное многообразие русского народа. Малороссийская тематика – большая любовь композитора, которая не единожды становилась сюжетообразующей в его симфонических и оперных произведениях. В этой опере объединены два наших гения: Чайковский и Гоголь. Здесь не требуется никаких переносов и актуализаций. Именно сочетание Диканьки и Петербурга времен Екатерины II сегодня как нельзя лучше отвечает на вопросы нашего времени. Дерзость рождает чудо, а настоящая любовь пробивается через бытовой меркантилизм. Характерный запорожский колорит и рождественский праздник дадут зрителям заряд позитива и уверенность в победе добра над злом», - так презентует журналистам премьеру режиссер-постановщик Сергей Новиков.
Композитор не случайно дал «Черевичкам» подзаголовок «комико-фантастическая опера» – это самое веселое оперное произведение Чайковского, в котором переплетается серьезное и смешное, реальное и фантастическое, комическое и трогательное. На фоне красочных образов малороссийской природы и народного быта развертывается трогательная история любви Оксаны и Вакулы.
«Я обожаю русские темы и то, как Чайковский выражает их в оркестровке и в вокальных партиях - это не может не трогать душу», - поделился эмоциями перед премьерой дирижер-постановщик Филипп Селиванов.
Потрясающая музыка, великолепные декорации, невообразимые костюмы (Мария Высотская), сногсшибательная хореография (Эдвальд Смирнов), ювелирная работа хормейстера (Евгений Ильин) классный свет (Денис Енюков), немного «детская» видеопроекция (Дмитрий Иванченко) и просто сказочные голоса артистов в тандеме с профессиональной актерской игрой – это и есть «Черевички» в «Геликоне».
«Это мечта, это рождественская сказка, в которую верит героиня…Когда она говорит, что ей больше не нужны эти туфли, они исчезают, а любовь, которая была между главными персонажами, остается», - раскрыл главную интригу оперы художник-постановщик Ростислав Протасов.
Перипетии «Вечеров…» Николая Васильевича Гоголя под волшебную музыку Петра Ильича Чайковского идеально точно и невероятно артистично воплотили на геликоновской сцене артисты: Игорь Морозов, Сергей Абабкин, Виталий Серебряков (трио теноров – партия Вакулы), Лидия Светозарова, Елизавета Кулагина, Валентина Правдина, Галина Барош (четверка сопрано – партия Оксаны), Юлия Никанорова, Валентина Гофер, Ирина Рейнард, Александра Ковалевич (четверка вокалисток - партия Солохи), Алексей Дедов, Елисей Лаптев, Константин Бржинский, Александр Бокарев (четверка вокалистов – партия Черта), Алексей Тихомиров, Михаил Гужов, Алексей Киселев (трио Заслуженных артистов – партия Чуба), Василий Фузейников, Виталий Фомин, Дмитрий Хромов (трио вокалистов – партия Панаса). Также в премьерной опере задействованы: Станислав Швец, Григорий Соловьев, Дмитрий Стариков, Дмитрий Пономарев, Давид Посулихин, Михаил Серышев, Дмитрий Янковский, Максим Перебейнос, Дмитрий Чернов и другие. Отдельная «песня» - таракашки в исполнении учащихся МХУ при МГАТТ «Гжель».
Сказочные сюжеты-картины (их восемь), глубокомысленный Гоголь, величественный Чайковский, колядки прямо в заполненном (билеты на все премьерные показы давно проданы) зале и незабываемые оперные партии геликоновцев – именно это и нужно в новогодние праздники. «Геликон» выпустил премьеру «Черевички» в первые дни 2024 года и ждет своих зрителей на все оперные постановки 34 сезона.
Владимир Сабадаш. Анна Духон.
Фото – пресс-служба «Геликона».