«В «Игроках» нет персонажей главных и второстепенных – есть выигравшие и проигравшие. Это очень циничная ситуация, но если ты вступил в игру, не важно, каким образом ты выиграешь, где и как сжульничаешь, иначе обыграют тебя. Проигравшим же быть не хочется. А в такой пограничной ситуации люди проявляются по-разному, могут быть милы, симпатичны, обаятельны, неумолимы, жестоки, отвратительны…
Но для Николая Васильевича главное – человеческая история. Мне кажется неверным, когда в Гоголе замыкаются на верхнем слое, всяких чертях, страшилках и гротеске. Надо уходить от этих бесконечных чертей, с которыми принято ассоциировать Гоголя. Его сложная противоречивая природа скорее наивная, чем жуткая и страшная. «Познай, где свет, – поймешь, где тьма», как у Блока. Гоголь погружался в темное, чтобы увидеть свет. Он хорошо чувствовал природу темного. А оно имеет свойство затягивать. Но тянулся-то он к светлому, и в этом его внутренняя драма», - так Маэстро театральной режиссуры Сергей Женовач говорил о пьесе отечественно классика Гоголя.
Искрометная комедия Н.В. Гоголя «Игроки» в постановке Народного артиста Всеволода Николаевича Шиловского – это то, ради чего существует театр, отвечающий на запрос зрителя.
Карточный игрок и шулер Ихарев, недавно получивший большой куш, поселяется в уездном отеле. Здесь он встречает компанию приятелей, которые тоже играют в карты и делают ему интригующее предложение. Уникальное обаяние и неповторимый шарм каждого игрока-жулика, талантливо воплощенное и переданное на сцене актерами Шиловского, помогают зрителю «прочесть» бессмертного Гоголя. Главный герой Ихарев уверен в том, что сделка удастся…Но только посмотрев спектакль, зритель поймет соединят ли мошенники свои познания ради большой наживы, или все пойдет наперекосяк?
Актерский состав, презентовавший ИГРУ зрителю в театре на Петровке: Елисей Смолин, Александр Сибирцев, Арина Коренец, Александр Лавров, Кирилл Гончаров, Александр Гурьянов, Софья Бородицкая.
Конечно же главное в постановке – это карты, вернее ИГРА в них. Уездный городок, в котором трое товарищей промышляющих той самой ИГРОЙ, встречают за столом с картежником-одиночкой. На кону огромный куш - 80 тысяч рублей. Но Ихарев не может справиться с гордыней и себялюбием. Он практически теряет самое дорогое, и вовсе не деньги - Аделаиду Ивановну. Его детище, его секретное оружие - карточная колода.
А дальше - разыгранный фарс, в котором каждый ход настолько убедителен, что тяжело не поверить в подлинность происходящего. Артисты театра Шиловского мастеровито «банкуют», а зритель в зале понимает, что человек, который привык обманывать других, легко может быть обманут сам.
Так было во времена Гоголя, точно также происходит и сейчас.
Светлана Юрьева.
Фото – автора