Калашников. Все знают эту фамилию, но не все знают, какой долгий и тернистый путь прошел парень-самоучка, чтобы в 28 создать легендарное оружие АК-47, которое по сей день является символом оружейной мысли нашего времени. История создания самого известного автомата в мире и судьба его создателя в фильме «Калашников». К столетию со дня рождения Михаила Тимофеевича Калашникова.
Продюсеры - Константин Буслов, Сергей Бодров
Режиссер - Константин Буслов
Авторы сценария - Сергей Бодров, Анатолий Усов, Алексей Бородачев
Оператор - Леван Капанадзе, Максим Шинкоренко
Композитор - Сергей Штерн
Актеры - Юрий Борисов, Ольга Лерман, Артур Смольянинов, Эльдар Калимулин, Виталий Хаев, Валерий Баринов, Анатолий Лобоцкий, Дмитрий Куличков, Алексей Вертков, Сергей Газаров и др.
Художник-постановщик - Евгений Качанов
Художник по костюмам - Алексей Камышов
Звукорежиссер - Александр Валенцов, Анатолий Белозеров
Монтаж - Маргарита Смирнова
Производство - «РБ-Продакшн» при поддержке Министестрва культуры РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Госкорпорации «Ростех», АО «Концерн «Калашников» и ПАО «Промсвязьбанк»
Хронометраж - 110 мин
Страна, год - Россия, 2019
Жанр – биографический, исторический фильм
Возрастное ограничение - 12+
Выход в российский прокат - 20.02.2019
Дистрибьютор - Megogo Distribution
ПРО ГЕРОЯ ФИЛЬМА
Михаил Тимофеевич Калашников - российский и советский конструктор стрелкового оружия. Создатель всемирно известного АК-47. Родился 10.11.1919 в селе Курья Алтайского края. Был семнадцатым ребенком в многодетной крестьянской семье, где родилось 19 детей, а выжило только 8. В 1930 семью его отца раскулачили и выслали в Томскую область. С детских лет интересовался техникой и механизмами, в 17 впервые познакомился с устройством оружия, самостоятельно разобрав браунинг. Осенью 1938 был призван в Красную Армию, где во время службы разработал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки, который был рекомендован к серийному производству в 1940, но сделать этого не успели. Это изобретение было настолько важным, что Калашников был вызван для доклада о нем перед самим генералом армии Георгием Жуковым. Великую отечественную войну начал в августе 1941 командиром танка в звании старшего сержанта, а в октябре был тяжело ранен под Брянском. Лежа в госпитале, всерьез загорелся идеей создания автомата, поскольку автоматы того времени - ППШ - были несовершенны. После госпиталя был отправлен на реабилитацию, вернулся на станцию Матай (Казахстан), где до войны работал в паровозном депо, и с помощью специалистов депо за три месяца создал первый опытный образец пистолета-пулемета. С этого момента начался длинный путь Калашникова к созданию АК-47 - путь через препятствия и поражения, через множество конкурсов, через разочарования и стремление продолжать и бороться. АК-47 был принят на вооружение в 1949 году и до сих пор является самым распространенным оружием в мире. Впоследствии на Ижевском машиностроительном заводе на базе конструкции АК-47 под личным руководством Калашникова были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия.
Калашников отдал любимому делу всю свою жизнь, но одна мысль никогда не оставляла его в покое: «Появись такое оружие у нас тогда, в 41-ом, война бы закончилась гораздо раньше и многие из наших парней остались бы живы».
ПРО СЪЕМКИ
Работа над фильмом началась в августе 2018 года. Съемки проходили в Московской области, в Крыму, в Торжке, в Тверской и Калужской областях, в Санкт-Петербурге.
Часть съемок прошла на «Киностудии Военфильм» (д. Медынь под Калугой), где собрана самая большая в Европе коллекция бронетехники, как советской, так и немецкой, времен ВОВ. В съемках военных сцен были задействованы танки, пушки, артиллерийские орудия и множество другой техники. Сцена танкового боя снята с применением многочисленных камер, установленных непосредственно на танках, а также с помощью военного вездехода, на котором был закреплен операторский кран Russian arm.
В поселке Шушары под Санкт-Петербургом снимались сцены с паровозами. Кроме того, паровозы в большом количестве были задействованы в Паровозном депо станции «Подмосковная» при съемках сцен на станции Матай (КАЗЖД), где Калашников начал работать над своим первым пистолетом-пулеметом. Еще одной локацией стала усадьба Апраксиных в селе Ольгово, Дмитровского района Московской области.
В съемках массовых сцен приняли участие более 100 реконструкторов Союза военно-исторических клубов «Батальонъ». На площадке всегда находились специалисты по военной технике. Для финальной сцены на полигоне в Алабино Московской области при содействии Министерства обороны РФ с военных складов было расконсервировано более 200 единиц автомата АК-47 и задействовано такое же количество комплектов военной формы образца 1947 года.
В работе над картиной постоянно принимал участие историк-консультант концерна «Калашников» Владимир Онокой. Сценаристы и режиссер неоднократно выезжали за консультациями на Щуровский полигон под Коломной - испытательный полигон стрелкового оружия, где в годы деятельности М.Т.Калашникова проходили испытания все образцы стрелкового оружия и организовывались Всесоюзные оружейные конкурсы.
Для фильма было сшито несколько сотен комплектов военной формы и гражданской одежды. Все модели оружия, разработанного Калашниковым, были специально восстановлены по чертежам, полученным из Военно-Исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, и изготовлены на заказ.
СОЗДАТЕЛИ О ФИЛЬМЕ
«В нашем художественном фильме мы рассказываем об определенном периоде жизни Михаила Тимофеевича Калашникова — с его раннего детства и до 1949 года, когда за создание своего легендарного АК-47 он получил Сталинскую премию, - говорит режиссер и продюсер картины Константин Буслов. - Поскольку перед нами стояла задача уложить огромный период жизни великого человека в полтора часа экранного времени, а также учитывая тот факт, что картина все-таки художественная, игровая, мы позволили себе некоторые допущения и собирательные образы, но при этом старались внимательно относиться к фактам биографии Калашникова, опирались на его мемуары, на воспоминания знавших его людей и документы, связанные с его жизнью. В работе над фильмом принимали участие дочь конструктора Елена Михайловна Калашникова и консультанты концерна «Калашников», которые внимательно следили за подлинностью повествования. Но - главное - мы добивались художественной правды».
«Работа над биографическим фильмом - это всегда очень интересный опыт, - говорит один из авторов сценария Сергей Бодров, - История непростая. Михаил Калашников - танкист, получивший в первые месяцы войны тяжелое ранение. Оружия не хватает. Его, как солдата - а он старший сержант - зло берет: почему у немцев есть автоматы, а у нас нет. А даже если есть, то там что-то заклинивает. И он понял, что хочет сделать автомат для солдат. И решил, что справится с этой задачей быстро. Война же идет сейчас. Но оказалось, что быстро ничего не получается. Практически семь лет - с 1941 по 1948 - он работал над своим автоматом. Ну а потом началась легенда. АК-47 - до сих пор самое известное оружие в мире».
«Картина начинается с событий Великой Отечественной войны, - продолжает Константин Буслов, – Михаил Тимофеевич был танкистом, командиром танка, получил тяжелое ранение, выполняя боевую задачу. Далее, после госпиталя - активный период изобретательской деятельности, поиски и неудачи, попытки вернуться на фронт, участие во Всесоюзных оружейных конкурсах, где старший сержант Калашников на равных конкурировал с ведущими конструкторами-оружейниками страны».
«Я однажды встречался с самим Михаилом Тимофеевичем при очень смешных обстоятельствах, - вспоминает Сергей Бодров. - Это было в 1998 году, фильм "Кавказский пленник" получал Государственную премию. В тот же год Госпремию получал и Михаил Тимофеевич - в честь 50-летия изобретения АК-47. А премия эта - не только значок, это еще и денежное вознаграждение. Выплачивали его тогда в долларах. Нам всем позвонили накануне и сказали: "У нас мелкая купюра. Приходите с пластиковыми пакетами". Я до сих пор не знаю, почему с пластиковыми. И вот Калашников, а у него премий много, тоже пришел с пакетом. Мы минут тридцать в очереди стояли, разговаривали. У нас компания - оператор Паша Лебешев, мой сын, Олег Меньшиков, и - Калашников. Мы ему говорим: «Идите вперед, Михаил Тимофеевич!" А он: "Ничего, я с вами постою!". Так мы с ним познакомились. Потом на фуршете подошли, выпили, разговорились».
«Я тоже однажды видел Калашникова, - продолжает актер Юрий Борисов, сыгравший в фильме главную роль, - мой отец родом из Ижевска, мы как-то поехали в гости к родственникам и я пошел в музей рядом с оружейным заводом. И вот уже после музея стою на улице, и вдруг охранник говорит: «доставай скорее телефон, сейчас Калашников будет выходить, можно будет сфоткать», я говорю: «да я так посмотрю». И он вышел, все вытянулись по струнке, сел в машину и уехал. Я запомнил, что он был очень маленького роста, метр шестьдесят один всего. И через много лет, играя Калашникова в кино, я держал в голове эту задачу - сыграть маленького большого человека».
«Я очень надеюсь, что Калашников у нас получился настоящий, - говорит Сергей Бодров. - По характеру, по его жизни, по его мышлению, наш герой очень близок к Михаилу Тимофеевичу. Я провел много времени с людьми, которое его знали, которые с ним работали. Источники говорят, что Калашников не был ни вспыльчивым, ни конфликтным, но у него всегда была своя правда, что и позволило ему достигнуть этих высот. И мы все вместе представили себе, каким должен быть актер. Юра Борисов - прекрасный артист, а для этой роли просто идеальный - его Калашников настырный, упорный, не без хитринки».
«Когда изучаешь жизненный путь человека по его мемуарам, отредактированным его же дочерью, то довольно очевидно, что такой источник - только часть правды, - говорит Юрий Борисов, - Я с огромным любопытством погружался в его жизнь, искал помимо официальных альтернативные источники. Он был сложным, полным комплексов и рефлексий. Вот, например, интересная подробность - он был настолько худым, что, фотографируясь на паспорт, подложил за щеки орехи, чтобы казаться посолиднее. О нем много есть различных мнений, в том числе и негативных: кто-то ему просто завидовал, у кого-то были причины его не любить. Понятно, что он не был святым, он был сложным, как и Юрий Гагарин, и другие, официально назначенные великими сынами СССР. Режиссеры часто говорят актеру: «Играешь плохого - ищи в нем хорошее». Здесь у меня была обратная задача - играя положительного персонажа, искать в нем какие-то минусы. Чтобы на экране он остался человеком, а не пропагандистским плакатом. Он часто бывает не уверен в себе, но все равно идет к своей цели, на этом пути много и препятствий, и тщеславия, но когда он приходит к ней, он опустошается, потому что главная его цель - помощь фронту - уже не актуальна, а новые задачи вызывают вопросы, жизнь слишком сложно устроена… Мне хотелось сыграть Калашникова очень сложным. Известно ведь, что в конце своей жизни он написал письмо Патриарху о своих переживаниях по поводу своей ответственности за смерти людей, убитых из оружия, которое он создал».
«Безусловно, в фильме рассказана и личная история Михаила Калашникова, - говорит Константин Буслов, - история его знакомства, свадьбы и первых лет жизни с будущей супругой Екатериной Моисеевой, с которой он проживет больше 30 лет до ее смерти в 1977 году».
«Отношения Калашникова с женой - предмет отдельного интереса, - говорит Юрий Борисов, с одной стороны, это история большой любви, а с другой - история мужчины, который идет к своей цели и женщины, которая поддерживает его во всем, не находя при этом обратной связи. Я очень благодарен своей великолепной партнерше Оле Лерман, мы с ней сразу нашли общий язык и нам обоим было интересно заниматься поиском взаимодействия между нашими героями».
«Особое внимание мы уделили сюжетной линии, связанной с разработкой оружия, хотели как можно точнее воссоздать этот процесс на экране. Наши художники и реквизиторы на основе предоставленных исторических чертежей самостоятельно разработали, а заводские мастера изготовили прототипы оружия в первозданном виде. Все это – настоящее оружие, правда, охолощенное, так как этого требуют правила техники безопасности на съемках. В фильме показан весь цикл создания оружия – от первого прототипа пистолета-пулемета Калашникова, разработанного в кустарных условиях в паровозном депо в 1942 году и заканчивая заводскими образцами АК-47 и его испытаниями в самых невероятных условиях. Первые образцы Калашников изготавливал при помощи подручных средств: с использованием тисков и напильника, на старых довоенных станках. Мы хотели полностью показать весь нелегкий, полный сомнений, переживаний, внутренних конфликтов и неудач, путь, который прошел молодой конструктор, по сути мальчишка, вплоть до изготовления оружия-легенды АК-47. Но, снова подчеркиваю, наша история не о создании автомата, а о судьбе человека, чьё имя известно во всём мире».
«Наш фильм рассказывает про человека, который, несмотря на отсутствие образования, раскулаченных родственников и множество комплексов, преодолевал все препятствия, шел к своей цели и добился ее, - говорит Сергей Бодров. - Полагаю, что судьба Калашникова может мотивировать многих не опускать руки»
.
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.