Карен Шахназаров: кинотеатры никуда от нас не уйдут

Новости

Карен Шахназаров: кинотеатры никуда от нас не уйдут

02.05.2020
Карен Шахназаров: кинотеатры никуда от нас не уйдут

Директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров рассказал об особенностях жизни в условиях, карантина, о премьере отреставрированной киноэпопеи Ю. Озерова "Освобождение", которая все же пройдет 9 Мая нынешнего года, а также о ряде других интересных вещей.

- Мы находимся в преддверии премьеры отреставрированной киноэпопеи Ю. Озерова "Освобождение" (1967 – 1971 гг.), которая состоится 9 мая на официальном Youtube-канале "Мосфильма".
Карен Георгиевич, всё-таки огромного труда стоило отреставрировать эту картину. Как много времени ушло? Какое оборудование применялось при реставрации? Сколько Ваших коллег было для этого задействовано?
- Сказать что этот проект очень важный для нас- ничего не сказать.
Неспециалисты не очень понимают разницу между оцифровкой и восстановлением. Оцифровка- это не такой сложный процесс, который занимает практически лишь хронометраж картины: сколько картина идет, столько ее цифруют. А реставрация- это совсем другое дело, это требует очень тщательной, сложной работы, и многих инженерных решений, необходимых порой. Это каждый кадр- специальная техника есть, программы компьютерные, которые закуплены нами, довольно дорогостоящие все системы и самое главное- надо воспитать специалистов, которые любят это дело и способны этим заниматься - вычищается каждый кадр за кадром, удаляются все помехи, все царапины всевозможные- все, что образуется на негативе за многие годы хранения, и потом всё выравнивается, делается цветокоррекция- это всё очень долгое.
Что касается фильма "Освобождение"- это 5 частей, это фактически 5 больших фильмов. Над ним работало трое или четверо наших специалистов, и это заняло у нас порядка полугода, даже больше.
Затраты составили несколько миллионов рублей, и делали мы это не за государственные средства.
Вряд ли мы, конечно, вернем эти средства, потому что картина совершенно уникальная и важно сохранить ее и дать ей новую жизнь.
И мы очень рассчитываем что эта премьера 9 мая- она будет хорошим подарком для наших зрителей.
Мы хотели выпустить картину вообще на большом экране, потому что она сама по себе смотрится потрясающе, это зрелище для экрана просто феерическое, но к сожалению в связи с карантином кинотеатры закрыты, когда откроются, неизвестно, и мы всё-таки решили выпустить картину в Интернете.
Мы выпустим сразу пять частей, так что кто захочет сможет сразу пять частей посмотреть
В конце каждой части прибавлены титры о группе восстановления, и они, я считаю, стали настоящими соавторами.

- Правда ли, что создатели фильма огромное внимание уделяли достоверности декораций, костюмов, оружия. Люди старшего поколения говорят, что костюм артисту, игравшему Сталина, шил портной, который действительно шил для Сталина.
В создании фильма участвовали несколько стран, среди них- Италия и Польша. В реставрации картины кто-либо из этих стран принимал участие? И вообще кто-либо из участников съемок картины участвовал ли в ее восстановлении?

- Начну с конца. Нет, никто не участвовал, это полностью "Мосфильмовская" работа.
Этот фильм уникален в первую очередь масштабом и качеством батальных сцен- на мой взгляд, это совершенно беспрецедентные постановки, которых не было в мировом кино и думаю что в ближайшее время и не будет. Краса их в том, что они абсолютно аутентичны. Надо понимать что когда они снимались, никакой компьютерной графики не было. Если это были декорации- их реально строили, а не рисовали.
Там совершенно потрясающие сцены затопления Берлинского метро в последней части. Если это танковые бои, то это реальные танковые бои, если это взрывы, то это реальные взрывы, их организовывали настоящие профессионалы, рисковавшие жизнью.
В эпизодах Курской битвы в первом фильме "Курская дуга" было три тысячи человек пехоты задействовано, и есть много других примеров масштабности.
Надо понимать, что авторы этого фильма все сами были фронтовиками. Озеров Юрий Николаевич прошел всю войну- с 1941-го года по 1945-й. Мягков, художник, тоже был фронтовиком. То есть, эту картину снимали люди, которые хорошо знали.

- Как Вы считаете, почему мы так мало говорим о вкладе наших ученых, инженеров, конструкторов, мастеров, рабочих, руководителей отрасли и производства и их вкладе в Победу? Планирует ли "Мосфильм" создать художественный фильм, посвященный вкладу научно-технической интеллигенции в Победу?
- Я не думаю, что мы мало говорим. Вклад огромный тех, кто обеспечивал Победу в тылу- наши ученые, создавшие великолепные образцы оружия, да и рабочие, инженеры. И в советское время такие картины были. Я вот с ходе вспоминаю ряд фильмов.
Я согласен с тем, что очень мало сейчас об этом кино делается. Всё зависит от того найдем ли ма качественный сценарий на тему, про которую Вы спросили

- Интернет-кино и до эпидемии имело большое значение, но сейчас это значение достигло вообще вселенских размахов. Согласны ли Вы с этим?
- Конечно, согласен. Если ранее когда мы картины за рубеж продавали, первым пунктом в контракте был ее прокат в кинотеатрах, а сейчас- в онлайне. Сейчас во всем мире люди через Интернет очень много смотрят.
Сейчас Интернете кино стало пожалуй даже более важным местом, чем кинотеатры.
Хотя я думаю, что кинотеатры все равно останутся. Зрелище на экране все равно остается. Хотя и домашние кинотеатры, и большие экраны есть, но все равно ничто не заменит радость совместного просмотра кино.
 Интернет- кино, конечно, тоже будет развиваться
Для российского кино самый серьезный вопрос- такие несовершенные законы, что интернет- пиратство не дает возможности всерьез делать Интернет коммерческим. На Западе и в США пиратство практически побеждено, в России оно очень сильное и надо более жесткие законы принимать, чтобы в Интернете кино было размещать выгодно

- В связи с тем, что Президент России Владимир Путин принял решение о переносе военного парада с 9 Мая, планируете ли выпуск чего либо к дате, когда празднование всё же состоится?
-  Пока что мы производим что-то только в части ряда телевизионных программ, которые в наших павильонах снимаются и идут в прямом эфире. Все остальное закрыто, люди распущены.
Мы не получаем от государства никакой поддержки, для нас это существенно. Но у нас есть запас прочности. 
Относительно реставрации фильмов в любом случае будем продолжаться программа. Уже около 100 фильмов отреставрировали. Мы это делаем за свой счет, и эта система мождет и на удалении работать
Закончили картину Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино"- очень хорошая реставрация получилась
Стараемся дотягивать старые картины до стандарта 4К. Понимаю, что это нелегко, так как все они снимались на другой пленке. Но современная техника позволяет творить чудеса.

- Не так давно стало известно, что самые крупные кинофестивали мира объединились для выпуска, как им кажется, социально значимого проекта в Интернете. Как Вы относитесь к этому?
- Если люди есть, которые придумали и запустили что-то- это нормально.
Сейчас в целом фестивали в сложном положении. Каннский фестиваль перенесен и непонятно как сложится его судьба
Совершенно понятно, что руководители многих фестивалей не хотят уходить в онлайн. Уход в онлайн отменяет и нивелирует сам фестиваль. Фестиваль- когда есть живые люди, исполнители. В нашем общении современном есть некая искусственность. Я не сторонник удаленных интервью, конференций. Некоторые говорят что это новое слово в нашей жизни. Но нет. Исключительно если с ними, то наша жизнь станет ужасно пресной. Для меня этот мир совершенно неприемлем. надеюсь, что вернемся в состояние, когда будет больше личного и человеческого общения. Должна быть публика, вечеринки, автографы, должны быть рукопожатия.

- В этом году акция "Бессмертный полк" также уходит в онлайн. Как относитесь? Будете ли принимать участие?
- Не буду, потому как я вообще не онлайн- пользователь. Я не сижу в Интернете, у меня нет страничек в соцсетях, и нет никакого желания входить в виртуальный мир, который лишает нас человеческого общения.
Я надеюсь, что "Бессмертный полк" состоится вживую. С его атмосферой ничего не сравнится.

 

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь