Картины крепостного художника княгини Натальи Голицыной, ставшей прототипом пушкинской "Пиковой дамы", впервые покажет в четверг широкой публике Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Здесь открывается выставка произведений Василия Садовникова, с документальной точностью воссоздающих облик северной столицы середины XIX века.
"Выставка под названием "Петербургский художник Василий Садовников" в особняке Румянцева впервые представит 100 произведений этого автора, это рисунки самого художника и выполненные по его рисункам литографии 1830-1860-х годов, в том числе знаменитая "Панорама Невского проспекта", над которой он работал пять лет", - рассказали ТАСС в музее.
Крепостной талант
Василий Садовников был крепостным крестьянином по рождению, живописи научился сам, а за свою работу "Интерьер парадной лестницы Академии художеств" получил звание свободного неклассного художника - его присваивали ученикам Академии после окончания учебы. Свободу от крепостного состояния он получил в 1838 году, после смерти "Пиковой дамы", уже будучи известным художником. Сразу после освобождения Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника (вольного общника) - такое звание присваивалось художникам, получившим образование вне Академии.
"Большая часть художественного наследия Садовникова - это виды Петербурга и его окрестностей, - рассказали в музее. - Наиболее подробно на выставке представлена "Панорама Невского проспекта", на которой изображен каждый дом на Невском от начала до Аничкова моста. Это удивительное по тщательности исполнения и достоверности художественное произведение". Литографии, сделанные по рисункам Садовникова к "Панораме", склеены в две длинные ленты, каждая из которых представляет одну из сторон Невского проспекта: правая включает 14 листов и имеет длину более 7 метров, левая, длиной более 8 метров, состоит из 16 листов. На картинах Садовникова сохранился исторический облик и других городов Российской империи - Москвы, Новгорода, Вильно (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсингфорса (Хельсинки), Свеаборга (Суоменлинны). Городские пейзажи дополняются уличными жанровыми сценами, благодаря которым сохранился ценный материал для изучения петербургского быта 1830 - 1860 годов, например, изображения уличных торговцев - разносчика апельсинов, цветочника, зеленщика, мясника и других. "Таким образом петербуржцы и туристы, которые придут на выставку, смогут совершить путешествие во времени и увидеть Санкт-Петербург, каким он был в XIX веке", - сказали в музее.
Портреты исторических событий
Садовников запечатлел в своих произведениях и многие исторические события. Среди них - коронация императора Александра II в 1856 году в Кремле, освящение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1858 году, торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади Петербурга в 1859 году и памятника Тысячелетия России в Новгороде в 1862 году. "Эти работы с документальной точностью зафиксировали происходившие события, - отмечают музейщики. - Художник всегда работал с натуры: делал подготовительные рисунки, иногда подписывая над изображением необходимые для дальнейшей работы сведения, такие, как цвет костюма или неба, количество рядов в военном строю и т.д. А затем в мастерской раскрашивал рисунки акварелью".
Музей истории Петербурга - один из самых посещаемых туристических объектов северной столицы. Ежегодно он принимает более миллиона российских и зарубежных туристов.
Источник: tass.ru