Вот уже несколько лет Гёте-Институт проводит полюбившийся московской публике кинофестиваль, где представляет либо одного режиссера, либо определенную тему. В этом году кинофестиваль «Blick» будет исследовать тему маскулинности. С 13 по 16 июня в Центре документального кино представят восемь игровых, документальных и экспериментальных фильмов, снятых немецкими режиссерами. Они рассматривают различные аспекты маскулинности и гендерных ролей: исторические, социальные, психологические, биологические.
Гости фестиваля из Германии — кинокуратор и журналист Михаэль Бауте, режиссер фильма «Принц бокса» Герд Кроске и Бернхард Келлер, оператор кинокартин «Вестерн» и «Все остальные».
Отталкиваясь от представлений о мужчинах и связанных с ними типичных воззрений, интересов и форм поведения, организаторы фестиваля «Blick ’19» предлагают поразмышлять о маскулинности и гендерных ролях в целом. Каждый из восьми фильмов обнаруживает свой собственный взгляд на эти темы и приглашает подумать и подискутировать об образах и понятиях — «отцы и сыновья», «герои и жертвы», «мужчина и женщина», «любопытство и предрассудки».
Откроется фестиваль 13 июня фильмом «В моей комнате» режиссера Ульриха Кёлера. Фильм повествует о том, что может случиться, если социальные ролевые модели потеряли для формирования мужской идентичности всякую ценность и оставили вместо себя пугающую свободу, требующую от мужчины полностью пересоздать свою жизнь.
В фильме режиссера берлинской школы Марен Аде «Все остальные» речь идет о гетеросексуальных парах и динамике отношений, возникающей, когда распределение ролей между мужчиной и женщиной уже не опирается на чётко прописанные законы, но превращается в игру с постоянно меняющимися правилами.
Такие картины, как «Самурай» (режиссер Тилль Кляйнерт) или «Каминг-аут» (режиссер Хайнер Каров), раскрывают острые внутренние и внешние конфликты при формировании мужской индивидуальности по образцу традиционных ролевых моделей. Другие картины показывают тонкие нюансы, едва заметные трещины и тревожащие деформации, скрывающиеся за, казалось бы, устойчивыми стереотипными мужскими ролями и образами: «Вестерн» Валески Гризебах, «Принц бокса» Герда Кроске, «Человек» Кристофа Жирарде и Маттиаса Мюллера.
Фильм «На уровне глаз» Эви Гольдбруннер и Йоахима Долльхопфа размышляет о типичных представлениях и ожиданиях во взаимоотношениях отцов и сыновей и определяет их по-новому, по-своему — вне широко распространенных клише.
15 июня в Мультимедиа Арт Музее состоится круглый стол на тему «Мужские образы в кино».
Как влияют созданные на экране мужские образы на общественные представления о мужественности? Как экранные образы влияют на формирование представлений о гендере, как трансформируется образ мужчины в истории кинематографа, как гендерные стереотипы маскулинности меняются и разрушаются в кино и в жизни.
Участники круглого стола: куратор Михаэль Бауте, режиссер Георг Кроске, оператор Бернхард Келлер, руководитель культурных программ Гёте-Института Др. Астрид Веге, российский кинокритик Михаил Ратгауз и режиссер-документалист Елена Погребижская. Елена Погребижская выступит модератором дискуссии.
Зрители фестиваля могут принять участие в конкурсе кинорецензий.
Фестивалем «Blick’19» Гёте-Институт начинает серию мероприятий, объединенных темой маскулинности. Осенью и зимой 2019 года состоятся публичные лекции известных экспертов из Германии и России, которые позволят глубже осмыслить общественные и личные реальности и конструкции маскулинности, а также разобраться, что такое «быть мужчиной».