Киноляпы появились на свет вместе с кинематографом. Пока первые режиссеры стремились покорить зрителей великими сюжетами, кто-то на заднем плане уже ставил фонарь вверх ногами или случайно переворачивал лестницу в другую сторону. Но кого это волнует? Главное, чтобы смотреть было интересно. С появлением домашнего кинопросмотра у зрителей появилась возможность многократно пересматривать кино – и поиск нестыковок стал азартным развлечением. Рассмотрим некоторые киноляпы вместе с киноведом, хранителем фондов Киностудии Горького Алексеем Тремасовым.
Киностудии Горького, которая входит в Московский кинокластер и празднует в этом году свое 110-летие, есть чем порадовать охотников за киноляпами. И что удивительно – их больше всего в любимых поколениями картинах. Например, в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1957) героиня Лариса держит в правой руке детские ботинки, а в левой белый платок. Через секунду платок почему-то уже в правой руке, а ботинки — в левой, причем склейка не заметна.

«Дело было в Пенькове» (1957, реж. С. Ростоцкий) Кадры предоставлены пресс-службой Киностудии Горького
В замечательном фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» (1967) количество сена в телеге у героини колеблется, прибавляется и убавляется на ходу.

«Три тополя на Плющихе» (1967, реж. Т. Лиознова) Кадры предоставлены пресс-службой Киностудии Горького
В другом фильме Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973) легендарный Штирлиц везет пастора Шлага к швейцарской границе в 1945 году, слушая по радио песню в исполнении Эдит Пиаф Milord, которая появилась только в 1958-м.
Абсолютный чемпион по числу киноляпов – самый кассовый фильм в истории отечественного кино «Пираты XX века» (1980). На корабле происходит взрыв и загорается машинное отделение, а дым валит из другой части судна. Шлюпку спустили на воду – в следующем кадре она снова весело болтается на борту, а три пирата, запершись в каюте после взрыва, почему-то превращаются в двоих. Куда делся третий? Сбежал в соседний фильм.

«Пираты XX века» (1980, реж. Б. Дуров) Кадры предоставлены пресс-службой Киностудии Горького
Знаменитая «Гостья из будущего» (1984) тоже полна неточностей. Алиса и Весельчак У выпрыгивают вроде бы из одного окна, но если присмотреться, окна разные. Во время прыжка на Алисе длинные тёмные гольфы, а когда она заходит в класс, видимо, переодевшись в воздухе, на ней короткие светлые носки.

«Гостья из будущего» (1984, реж. П. Арсенов.) Кадры предоставлены пресс-службой Киностудии Горького
Попадаются кадры и со смысловыми несостыковками. В «Празднике святого Йоргена» Якова Протазанова (1930) действие происходит в католической стране, но герои крестятся по-православному. За кадром звучат колокола, чей звон любой житель нашей глубинки узнал бы сразу.

«Праздник святого Йоргена» (1930, реж. Я. Протазанов) Кадры предоставлены пресс-службой Киностудии Горького
Стоит ли полагать, что современное кинопроизводство обходится без ошибок в кадре? Конечно, нет. Хотя для отслеживания соответствия реплик сценарию, монтажности кадров и прочих деталей существует должность скрипт-супервайзера или ассистента режиссера по работе со сценарием. Все помнят сканчик из известной кофейни в сериале «Игра престолов».
Смысловые неточности могут появиться на уровне сценария просто в шутку или из-за удаленных сцен при монтаже. Внимательные зрители уже нашли пару в недавних релизах Киностудии Горького. В комедии «Как я встретил её маму» (2023) герои отбиваются от злых ос с помощью внезапно загоревшегося дерева (когда и как оно загорелось, зрители не видят), а потом главную героиню выносят из леса на новеньких носилках.
В комедии «Чижик-Пыжик возвращается» (2023) преступник по прозвищу Фартовый уверяет, что сколотил состояние, продавая фальшивые билеты на трамвай. Творческая команда Киностудии Горького отмечает, конечно, такое количество поддельных трамвайных билетов вряд ли возможно.
Как бы ни старались съемочные группы учесть все мелочи, киноляпы случаются, и в этом есть что-то живое и человеческое. Где-то исчез пират, где-то перцы на верёвке за мгновение поменяли форму и цвет, как в комедии «Три плюс два».

«Три плюс два» (1963, реж. Г. Оганисян) Кадры предоставлены пресс-службой Киностудии Горького
Почему происходят ошибки в кино? Например, во время сложных съемок команда сосредоточена на трюках и безопасности актеров. А такие нюансы, как количество сена в телеге или место, где висит шлюпка, может выпадать из фокуса внимания. Что любопытно — из внимания абсолютно всех, кто в этот момент работает над фильмом. Работа на съемочной площадке идет очень интенсивно, иногда реквизит просто забывают переставить. Часто киноляпы возникают, если кадры или сцены в одной локации снимались в разные дни.
Пересматривайте классику Киностудии Горького и находите свои любимые киноляпы. Каждая ошибка в кадре – небольшое окошко в волшебный мир кинопроизводства и напоминание о том, что фильмы создают удивительные, но вполне обычные живые люди.
В год 110-летия Киностудии Горького продолжает снимать кино, а на исторической территории на улице Сергея Эйзенштейна и новой площадке в Валдайском проезде идет масштабная модернизация студийного комплекса. В результате реализации программы Правительства Москвы общая площадь киностудии увеличится более чем в 2 раза – до 100 тысяч квадратных метров. Завершить основные работы планируется в IV квартале 2025 года.
9 июля Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительных работ на объектах в Валдайском проезде. Здесь ведется строительство нового студийно-производственного комплекса, в котором будет размещено 10 больших современных павильонов, просмотровые залы, студии виртуальных декораций, монтажа и цветокоррекции, захвата движения, а также гримерки и другие необходимые помещения.
Фотографии - пресс-служба Киностудии Горького