«Здесь есть клубок вопросов, которые актуальны в любое время, будь то XVII век, когда писал Шекспир, будь то наш XXI век. Это показалось интересным. Мы пьесу сократили вдвое. Она у автора в оригинале написана на 120 страницах, мы ее сократили до 60 страниц. Мы решили: то, что можно сыграть, необязательно проговаривать», - сказал режиссер журналистам перед премьерой.
Центральный академический театр Российской Армии представил на Большой сцене премьеру спектакля «Король Лир» в постановке Заслуженного артиста России, режиссера Андрея Бадулина.
Прошло четыре века с момента написания пьесы, и «армейцы» в своем спектакле «ушли» от исторической составляющей, переключившись на социально-философскую драму. Зритель в зале точно увидит и услышит не только «голос» нынешнего времени, но самого себя сегодняшнего. Постановщики «Короля Лира» в театре Армии затрагивают вопросы борьбы за власть, сотрудничества государства и человека, семейных отношений, взаимосвязи человека с природой и разрушения естественных отношений между людьми, которые и проводят к «краху» - как государства, так и человека.
«Наш король Лир - в некотором роде идеалист. Постановок много было разных. Мы решили для себя, что он не негодяй, не взбалмошный. Он строил свой мир, он строил свои отношения с людьми. Лир был убежден, что создал идеальный мир, и хотел, чтобы его уважали, ценили и любили не за деньги и власть, а за личные достоинства», - так видит свою постановку режиссер Андрей Бадулин.
Невероятно по-королевски играет Заслуженный артист России Сергей Колесников главную роль в спектакле. «Мое представление, понимание: родиться человеком - это еще не значит стать им. Стать человеком - это, видимо, пройти через горнило каких-то страданий. И тогда только в человеке проявляется его настоящее, живое"», - говорит актер о своем персонаже. Сергей Колесников гениально воплощает путь героя «через горнило каких-то страданий». Ему веришь, его любишь, им восхищаешься, его жалеешь…
Женская актерская часть спектакля (Людмила Татарова-Джигурда, Мария Шмаевич, Елена Сванидзе, Мария Белоненко и Елизавета Мазалова) трогательно, душевно, иногда строго и сурово, «кооперируют» мужскую, вызывая восхищение публики.
Молодой, но уже состоявшийся Максим Чиков, в роли Эдмунда, так видит свой персонаж: «…по природе своей, по философии - макиавеллист, для которого цель - это все, средства - ничто. Человек недолюбленный определенно, одинокий, талантливый, артистичный, но без возможности выхода этого таланта, понимающий, что у него есть определенный потолок». И Максиму удалось это прекрасно воплотить на исторической сцене легендарного театра. Чиков педантичен и артистичен одновременно, стилистически выдержан и эмоционально характерен. За что и получил после поклонов массу аплодисментов.
Вячеслав Разбегаев (граф Кент), Алексей Захаров (герцог Корнуэльский) и Дмитрий Ломакин (Шут) «держат» планку постановки так профессионально, что хочется аплодировать даже по ходу спектакля.
Вместе с режиссером над спектаклем работали художник-постановщик и художник по костюмам Мария Вольская, художник по свету Андрей Богуславский, режиссер по пластике Мария Шмаевич, за музыкальное оформление отвечал Дмитрий Спиридонов.
«"Король Лир" прекрасно подходит для сцены Театра Армии - самая большая драматическая сцена со сложной машинерией, сценические круги, плунжера (подъемно-опускные площадки), огромная высота и глубина сцены. Возможности этой сцены способны производить очень сильный эффект», - отчиталась перед журналистами художник-постановщик и художник по костюмам Мария Вольская.
Артисты правдоподобно «ищут» место человека в истории и собственной жизни, грань между человечностью и бесчеловечностью, пытаются понять сущность каждого героя, и его «ценовую» составляющую в квалификации общества. И если зритель после просмотра «Короля Лира» в исполнении «армейцев» понимает, что мерилом всего и вся является ДОБРОТА и ЛЮБОВЬ, то значит, он правильно «считал» посыл спектакля.
Наталья Логинова.
Фото – Сергей Виноградов.