16 мая на Малой сцене Театра Гоголя состоялась премьера спектакля режиссера Арины Бессергеневой "Шинель". Основой стал известный сюжет гоголевской повести, но в этой версии Акакий Акакиевич Башмачкин не титулярный советник и вечный письмоводитель, а обычный офисный клерк средней руки.
Делимся отзывом Марина Казаковой:
Наверное, я отношусь к тем зрителям, которые любят классику в своем первоначальном виде и при выборе спектакля, например, для школьников, хочется, чтобы был именно классический сюжет. Но всегда с интересом наблюдаю за экспериментами и с удовольствием вглядываюсь в современные версии классических произведений. Искренне радуюсь, если они оказываются точными и удачными. Спектакль "Шинель" кажется мне тем самым удачным вариантом и остаётся только удивляться, что гоголевская шинель актуальна и сейчас и мы совсем из нее не выросли.
Итак, Акакий Акакиевич Башмачкин - образцовый офисный работник, главная задача которого качественно перекладывать бумажки в офисе 5 дней в неделю и по 8 часов в день. На обед у него с собой припасен термос с домашней едой. Жизнь в офисе имеет все признаки жизни животного мира: водопой, отдых (перекур), естественные потребности. Башмачкин отлично работает весь день. Все бы так и текло равномерно, но случилось страшное: шинель Акакия Акакиевича пришла в совершенную негодность, в такую, что даже мастер «золотые руки» Петрович отказался чинить ее. Чтобы пошить новую шинель, Башмачкину пришлось войти в режим жестокой экономии. Но красавица - новая Шинель стоила того.
Новая Шинель. Да, да, буду писать ее с большой буквы. Красная и прекрасная - красотка на шелковой подкладке! Между ней и Акакием Акакиевич вспыхнуло такое чувство, которое похлеще любовной интрижки между мужчиной и женщиной. Да, в такой Шинели и на улицу выйти не зазорно, и точно будешь в центре внимания! А создала прекрасную Шинель художник по костюмам Василиса Кутузова. Она в этом спектакле ещё выступает сценографом и художником по свету.
Роль Башмачкина получилась невероятно яркой, благодаря Марку Вдовину! Маленький человечек в старой шинели в начале, гордый и высокий человек в своей новой Шинели в середине действия и человек, убитый горем, когда он потерял свою красавицу. А как он прекрасен вместе со своей Шинелью на вечеринке!
Андрей Злобин, Кирилл Малов, Денис Лукин, Рита Крон отлично справились с образами коллег Башмачкина и с другими ролями в спектакле. Петрович, жена Петровича, грабители, красавица Шинель и т.д.
Спектакль "Шинель" - победитель режиссерской лаборатории "Гоголь 215", совместной лаборатории Театр Гоголя, ГИТИС и Колледжа имени Гнесиных. Очень здорово, что театр предоставляет площадку новым лицам! Это делает жизнь театра яркой, активной и разнообразной. Мне очень понравился спектакль: визуально и очень совпал с моим внутренним ощущением этой повести. Сходите обязательно на этот спектакль и вспомните Акакия Акакиевича, а также свою офисную жизнь.
Сейчас напишу крамолу и выступлю в защиту Акакия Акакиевича: думаю, в школе бы на каком-нибудь ЕГЭ меня бы не погладили по головке за такие мысли. Ибо главная мысль, которая должна сквозить по всему сочинению по гоголевской "Шинели", - это то, что главный герой такой мелкий, никчёмный персонаж, ничего не добился в жизни, а новая шинель - главное событие его маленькой жизни и ее потеря означает конец этого жалкого жизнесуществования. Я считаю, что именно на таких мелких работниках, которые хорошо и тщательно делают свою работу, держится любой офис и любая организация. В таком человеке всегда уверен, что он сделает свою работу хорошо и в срок. Ну не всем же быть карьеристами!
Автор текста и фотографий - Марина Казакова