Крещенский фестиваль в Новой Опере

Новости

Крещенский фестиваль в Новой Опере

Крещенский фестиваль в Новой Опере

С 19 января по 2 февраля 2025 года в Московском театре Новая Опера имени Е.В. Колобова пройдет традиционный ежегодный Крещенский фестиваль. В программе: российская премьера оперы «Ванесса» С. Барбера, премьеры спектакля Балета Москва «Болеро+» и хорового спектакля «Страсти. Шютц. Лэнг», а также концерты симфонической и камерной вокальной музыки. На фестивале выступят дирижеры: Андрей Лебедев, Антон Торбеев, Фёдор Леднёв, Алексей Рубин, пианистка и дирижер Ева Геворгян, Дария Зиатдинова (скрипка), ведущий Ярослав Тимофеев.

Проект существует 20 лет: он был создан в 2005 году в память об основателе театра Евгении Владимировиче Колобове (1946–2003) после его ухода из жизни. Дата открытия фестиваля всегда остается неизменной: 19 января – день рождения маэстро и празднование Крещения Господня.

По замыслу создателей Крещенского фестиваля – родных, близких, друзей и единомышленников Евгения Колобова – он стал главной художественной инициативой, воплощающей идеи и эстетическую концепцию мастера. Открытие новой музыки, никогда не звучавшей ранее в мире или в России, и презентация Новой Оперы как дирижерского театра, то есть эксклюзивно созданного для дирижера и акцентирующего внимание на этой профессии, – именно такие направления всегда были ключевыми для проекта. Крещенский фестиваль 2025 года сохраняет фундаментальные положения, но предлагает принципиально новый – системный – взгляд на современный музыкальный театр.

Сегодня Новая Опера становится моделью гибкого формата, которая сочетает «чистые» жанры (опера, танец, вокальный, хоровой или симфонический концерт) с мультижанровым сценическим действом. Театр, словно экосистема, в котором каждый элемент самостоятелен и при этом – часть большого творческого организма. Крещенский фестиваль в этом ракурсе – своеобразная лаборатория, экспериментальная площадка для творческих ресурсов театра, их возможность для собственного высказывания. Программа фестиваля составлена таким образом, что в ней есть место для «бенефиса» каждого из коллективов театра: оперы, балета, хора и оркестра.

Крещенский фестиваль 2025 года пронизан несколькими темами, связанными с персонами композиторов. Первый из них – Сэмюэл Барбер (1910–1981). В 2025 году исполняется 115 лет со дня рождения композитора. На фестивале состоится российская премьера оперы «Ванесса» (19, 20 января), прозвучат Концерт для скрипки с оркестром (солистка Дария Зиатдинова, 27 января) и балетная сюита «Медея» для оркестра (2 февраля). Композитор никогда не придерживался экспериментальных музыкальных направлений XX века, его называют одним из представителей американского неоромантизма. «Он был счастлив и даже горд изобретать колеса, которые вращались на протяжении веков» (критик Ф. Кларк). При этом его знаменитое Адажио для струнных вошло в рейтинги лучших произведений XX века и даже второго тысячелетия, а «Ванесса» удостоилась Пулитцеровской премии и стала первой американской оперой, представленной на Зальцбургском фестивале (впервые в истории проекта опера исполнялась на английском языке).

Первое российское исполнение состоится под управлением дирижера театра Новая Опера, лауреата премии «Золотая Маска» Андрея Лебедева. Впервые в Новой Опере постановку представит режиссер, лауреат премии «Золотая Маска» Дмитрий Волкострелов.

Режиссер-постановщик исследует в спектакле тему одержимости прошлым, так как по сюжету оперы главная героиня Ванесса уже двадцать лет ждет возлюбленного Анатоля, закрывшись от внешнего мира. Идея постоянного возвращения к былому воплощается в обращении к жанру немого кино. Время в спектакле течет сразу в двух направлениях: прямом и обратном. Мы застаем трех главных действующих лиц оперы Ванессу, Анатоля и Эрику в тот момент, когда  все события уже произошли, то есть в середине ХХ века. Одновременно мы видим немой фильм, запечатлевший их историю (что отсылает нас к началу века), и съемки этого фильма, но в обратном порядке: от последней сцены к первой. Таким образом, размышления о природе времени, его слоях, о присутствии прошлого в настоящем и его власти над будущим становятся центральной темой спектакля. «Застревание в прошлом» читается в художественном облике спектакля (художник-постановщик Лёша Лобанов) с его антикварной мебелью и историческими костюмами. Главные партии репетируют Марина Нерабеева, Елизавета Соина, Ольга Стародубова (Ванесса); Роман Коллерт, Карен Манукян, Алексей Татаринцев (Анатоль); Гаяне Бабаджанян, Екатерина Мирзоянц, Анна Синицына (Эрика).

С Барбером связано следующее имя, вокруг которого выстроена программа Крещенского фестиваля. Это Димитрис Митропулос (1896–1960) – дирижер мировой премьеры «Ванессы» С. Барбера в Метрополитен-опере в 1958 году (в то время он был главным дирижером этого театра). Митропулос – не только дирижер, но еще пианист и композитор, первый выдающийся артист современной Греции, при этом сделавший карьеру и за ее пределами. Маэстро выступал с Бостонским оркестром, возглавлял Миннеаполисский и Нью-Йоркский филармонический оркестры. Он пропагандировал музыку XX века, был известен фотографической памятью (дирижировал без партитуры) и способностью магнетически притягивать как слушателей, так и музыкантов. «Этот человек уносит с собой слушателей своей силой, своей страстностью, своей волей. То, что он гений, ясно каждому, кто хоть раз слышал его...» (критик Д. Юэн).

Димитрису Митропулосу посвящен заключительный концерт Крещенского фестиваля 2 февраля. В программе – сочинение Burial («Погребение»), которое Митропулос написал в 19 лет. Это его первое масштабное произведение для оркестра. Оно отражает религиозность композитора: в рукописи цитируется описание погребения Иисуса Христа по Евангелию от Матфея, а также приводятся фрагменты поэмы «Гибель сатаны» В. Гюго. Оркестр Новой Оперы исполнит сочинение под управлением Алексея Рубина, главного дирижера и художественного руководителя Государственного симфонического оркестра Челябинской области.

Также в программе вечера – Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.С. Прокофьева. В 1930 году Димитрис Митропулос исполнил это произведение с Берлинским филармоническим оркестром одновременно в качестве пианиста и дирижера. Эта экстраординарная ситуация произошла из-за болезни другого солиста, но Митропулос позже с удовольствием повторял свой успех еще много лет. В Новой Опере впервые этот эксперимент воссоздаст Ева Геворгян: она исполнит Третий концерт и как пианистка, и как дирижер.

Учеником Димитриса Митропулоса был Леонард Бернстайн (1918–1990). Именно ему Митропулос уступил свой пост главного дирижера оркестра Нью-Йоркской филармонии. Музыка Бернстайна прозвучит 27 января на совершенно особенном концерте Крещенского фестиваля, посвященном Международному дню памяти жертв Холокоста. Одно из произведений программы – Симфония №3 Л. Бернстайна (1963), которая названа «Каддиш» («Святой») по заупокойной еврейской молитве. В симфонии, помимо оркестра, хора, детского хора и сопрано соло, есть партия чтеца – герой ведет разговор с Богом. Композитор сам написал текст симфонии, он произносится на английском языке. Молитва же звучит в неизменном виде на арамейском и иврите. Партию чтеца в симфонии часто исполнял писатель Самуэль Пизар, позже он написал новый текст, в котором воплотил всю горечь от потери семьи во время Холокоста. В Новой Опере сложную партитуру представит маэстро Фёдор Леднёв.

Еще одна линия Крещенского фестиваля – музыка Мориса Равеля (1875–1937). В 2025 году отмечается 150-летие со дня рождения композитора. С юбилейной датой связаны сразу несколько вечеров. Прежде всего – премьера спектакля Балета Москва «Болеро+» 24 января. Это вечер-дивертисмент, для которого российские хореографы готовят новые танцевальные миниатюры: Tango, Song and Dance (Максим Севагин), «Ундина» (Анна Дельцова), «Пыль» (Даян Ахмедгалиев), «Треугольник Серпинского» (Елизавета Некрасова). Танго и контемпорари, стрит-дэнс, физический театр и вакинг – в этих миниатюрах абсолютное разнообразие жанров и стилей. Кульминацией вечера станет новая версия «Болеро» Мориса Равеля в хореографии Кирилла Радева. Сочинение прозвучит в сопровождении оркестра Новой Оперы под руководством дирижера Антона Торбеева.

Вокальная музыка Равеля вошла в программу перевернутого концерта 28 января. Этот формат уже три года успешно существует в Новой Опере: сцена театра трансформируется в камерное пространство, а зрители размещаются на специальных трибунах совсем близко к исполнителям. Идея перевернутого концерта «Равель. Песни» связана с эпистолярным наследием композитора. Каждое из трех отделений вечера будет рифмоваться со строками из его писем. Солисты театра исполнят вокальные циклы «Шехеразада», «Три песни Дон Кихота к Дульсинее», «Пять греческих народных мелодий» и другие. Партия фортепиано – Татьяна Сотникова.

На заключительном концерте фестиваля 2 февраля тоже прозвучат мелодии М. Равеля – французского мастера музыкального колорита. Хореографическая поэма для оркестра «Вальс» – апофеоз венского вальса, своеобразный поклон И. Штраусу-сыну, которого Равель считал великим. Музыка была задумана как танцевальное произведение (например, Ида Рубинштейн ставила «Вальс» в Парижской опере), но чаще исполняется в концертных программах.

Еще одно особое направление Новой Оперы – хоровой театр. Он сложился из спектаклей хора, который музыкальные критики неизменно называют безупречным. Новой постановкой станет спектакль «Страсти. Шютц. Лэнг» (премьера 31 января). В основе – два произведения: «Страсти по Матфею» Г. Шютца и «Страсти по девочке со спичками» Д. Лэнга (по сказке Г.Х. Андерсена о маленькой девочке, которая замерзает на улице в канун Рождества; композитор рассматривает эту историю не как поучительную сказку, а как христианскую притчу, в которой страдания ребенка сопоставляются со страданиями Христа: отвержение толпой, смерть и преображение). Между сочинениями Шютца и Лэнга больше 340 лет: они написаны в 1666 и 2007 годах соответственно. Музыкальный руководитель проекта, главный хормейстер Юлия Сенюкова и режиссер Виктория Агаркова смело объединяют их в одно сценическое действо, в основе которого жанр пассионов и взгляд на него авторов XVII и XXI веков. При всех различиях композиторских стилей, эти сочинения схожи главным: сосредоточенностью не на внешней театральности и красочности, а на внутренней глубине. Идея преемственности между прошлым и настоящим в этом спектакле выражена наиболее ярко, но она транслируется и шире – на весь Крещенский фестиваль.

СОБЫТИЯ КРЕЩЕНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ:

19, 20 января
С. Барбер «Ванесса». Российская премьера оперы

Музыкальный руководитель и дирижер Андрей Лебедев
Режиссер-постановщик Дмитрий Волкострелов
Художник-постановщик Лёша Лобанов
Художник по свету Константин Бинкин
Хормейстер Юлия Сенюкова

24 января
«Болеро+». Премьера спектакля Балета Москва

Хореографы-постановщики: Максим Севагин, Анна Дельцова, Даян Ахмедгалиев, Елизавета Некрасова, Кирилл Радев
Дирижер Антон Торбеев

27 января
«Барбер. Бернстайн». Симфонический концерт памяти жертв Холокоста

С. Барбер. Концерт для скрипки с оркестром
Л. Бернстайн. Симфония №3 «Каддиш»
Дирижер Фёдор Леднёв
Солистка Дария Зиатдинова (скрипка)
Ведущий Ярослав Тимофеев

28 января
«Равель. Песни». Перевернутый концерт

Партия фортепиано Татьяна Сотникова

31 января
«Страсти. Шютц. Лэнг». Премьера спектакля хора

Г. Шютц. «Страсти по Матфею»
Д. Лэнг. «Страсти по девочке со спичками»
Музыкальный руководитель и главный хормейстер Юлия Сенюкова
Режиссер Виктория Агаркова

2 февраля
«Митропулос. Барбер. Равель. Прокофьев». Симфонический концерт.
Посвящение Димитрису Митропулосу

Д. Митропулос. Burial
С.С. Прокофьев. Концерт №3 для фортепиано с оркестром
С. Барбер. «Медея», балетная сюита
М. Равель. «Вальс», хореографическая поэма для оркестра
Дирижер Алексей Рубин
Солистка и дирижер Ева Геворгян (фортепиано)
Ведущий Ярослав Тимофеев

Крещенский фестиваль на сайте театра:
https://novayaopera.ru/events/festivals/kreschenskiy-festival-2025/

Фотографии предоставлены пресс-службой, фотограф - Екатерина Христова

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь