Многие россияне видят преимущества в том, чтобы поселиться поближе к воде. Об этом говорят результаты опроса «Ассоциации девелоперов Южного порта», который провели среди россиян старше 18 лет. Разбираемся, за что именно ценят соседство с рекой и как шеринг яхт может стать новым бизнесом.
Мечта о доме у воды
В ритме современного города жизнь на берегу водоема кажется чем-то недосягаемым: в суете рабочих будней на ум приходят разве что картинки из отпускных локаций с морем и пальмами. Неудивительно, что большинство россиян убеждены: вид на воду повышает качество жизни. Такого мнения придерживаются 80% участников опроса «Ассоциации девелоперов Южного порта», куда входят компании FORMA, «Аеон Девелопмент» и Level Group.
Больше всего в таком жилье респондентов привлекает красота пейзажей. Ее назвали главным критерием выбора недвижимости 51% опрошенных. Второй по популярности ответ (34%) — ощущение гармонии и спокойствия, которое дарит регулярное созерцание водной глади. Еще у 9% такая недвижимость вызывает ассоциации с жизнью за городом.
Интересно, что близость к воде на подавляющее большинство горожан влияет одинаково. Опрос показал, что 70% людей в присутствии такого вида чувствуют спокойствие и замечают, что у них снижается уровень стресса. Эти ощущения не просто субъективны: у них есть научная основа. Согласно выводам одной из работ, опубликованных на сайте исследовательского проекта BlueHealth, нахождение у воды снимает стресс и повышает уровень счастья. А еще водные ландшафты побуждают людей к активности, в том числе к занятиям спортом.
«Вода — это начало жизни, ее источник и важнейший фактор здоровья: как физиологического, так и психического, — отмечает практикующий психолог и преподаватель психологии Кира Макарова. — Близость любого водоема — от родника до океана — приводит человеческую психику в гармонию, состояние равновесия. Можно сказать, что это отключает от суеты».
По словам психолога, нахождение в природном окружении — и у воды, в частности — является частью комплексной терапии для людей, измотанных на работе или личной жизнью. «Уехать ближе к воде рекомендуют людям, проходящим через возрастные кризисы, — привела пример Кира Макарова. — В такие моменты человек задается вопросом «кто я», «что и зачем делаю», многое ставит под сомнение. Подолгу наблюдая за водой, люди приходят к глубинному пониманию себя и справляются с кризисами, осознавая, что для них важно и нужно».
Набережная как необходимость
Большинству россиян нравится сама идея жить у воды. Так, по данным опроса «Ассоциации девелоперов Южного порта», для 48% респондентов важен в первую очередь вид из окон. Однако просто смотреть на воду многим недостаточно. 37% респондентов заявили, что для них важна возможность дойти пешком до набережной. Каждый день бывать на ней хотелось бы трети россиян, несколько раз в неделю ее с радостью посещали бы 43% участников опроса.
При этом самой набережной как протяженной тропы для прогулок у воды горожанам мало — столь же важна развитая инфраструктура. Почти половина опрошенных — 47% — хотели бы видеть на ней много зелени, 37% — места для отдыха, таких как скамейки, навесы и качели. Для 8% на набережной критично оборудованное место для пикника, 6% отметили необходимость арт-объектов, 2% — концертных площадок.
Вопреки стереотипу о том, что подлинное жилье у воды есть только в курортных городах, даже в Москве можно найти кварталы, построенные в непосредственной близости от водоема. Показательный пример: будущий район Южного порта, в котором появится целый мини-город, привносящий отпускное настроение в самое сердце Москвы.
«Несмотря на важную градоформирующую роль Москвы-реки, ее доступность для жителей города и гостей столицы достаточно долго оставалась невысокой и не всегда отвечала современным тенденциям городского развития. Уже более 10 лет река восстанавливает функции экологического коридора, все набережные постепенно объединяются в единое общественное пешеходное озелененное пространство, — подчеркнул сооснователь агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский. — Доступность, возможность перемещения пешком и на средствах микромобильности, разнообразие маршрута и сценариев досуга, визуальных впечатлений являются важными факторами привлекательности общественного пространства».
Инфраструктура у воды и на ней
Опрос показал: у воды горожанам хочется отдыхать и заниматься спортом. На первое место среди инфраструктурных объектов респонденты поставили пляжную зону с песком и шезлонгами и прогулочные маршруты (по 35%). На втором месте по важности - рестораны и кафе (12%). В тройке лидеров - беговые дорожки вдоль воды (9%), а на четвертом - спортивные площадки с видом на воду (3%).
«Столица является одним из ярких примеров, где появляется не просто недвижимость, а совершенно особая городская среда, которой мы еще не видели. Немного Монако, щепотка Гонконга, чуть-чуть Майами, пригоршня Мельбурна — и все это на базе удобных локаций вблизи центра Москвы. При этом развивается первоклассная транспортная доступность, развитая культурная и спортивная составляющая. В ближайшем будущем Москва станет мировым примером тщательно продуманного развития территории у воды», — рассказали в «Ассоциации девелоперов Южного порта».
Объединить в одном месте все запросы – одна из первостепенных задач города при обновлении набережных и строительстве новых районов. Однако насладиться особой атмосферой должны иметь не только жители, но и люди, которые будут приезжать в них работать.
«Береговая инфраструктура и объекты водного транспорта оказывают положительный эффект на развитие малого бизнеса и становятся катализаторами развития туризма, что способствует созданию новых рабочих мест и изменению имиджа территории. Изменение репутации влияет на качество жизни постоянного населения и привлечения новой аудитории. Например, для района Печатники и районов на стыке ЮВАО и ЮАО это означает изменения социального микроклимата: с замкнутости и «периферийности» на более динамичную среду за счет изменения плотности населения, контактов с соседними административными районами и новых форматов услуг», — уточнил Сергей Георгиевский.
Появление таких объектов как марины для яхт и причалы для катеров, а также остановки для водного такси и речных трамваев, позволяет Москве-реке встроится в разветвленную транспортную сеть столицы, став полноценным аналогом метро, автобусов и машин.
Водный транспорт — не просто прихоть, а реальный запрос горожан, доказывает опрос «Ассоциации девелоперов Южного порта»: 32% респондентов хотели бы регулярно пользоваться речным трамваем, еще 25% с энтузиазмом отнеслись к перспективе время от времени кататься на лодках, катерах и яхтах. Наличие такого запроса очень показательно: оно демонстрирует сдвиг в общественном сознании. 25 лет подобная метаморфоза произошла в Нидерландах: голландцы неожиданно для себя осознали, что по каналам в городах удобно кататься на лодке и начали покупать небольшие катера для прогулок. Теперь практически у каждого голландца есть знакомый с собственной лодкой — и на выходных в Амстердаме, Роттердаме и других городах на водоемах собираются компании, устраивающие пикник на воде или речную вечеринку. Сейчас эта философия приходит в Россию. И если до состояния «у меня есть друг с собственной лодкой» российской столице пока далеко, то ближайший ориентир — шеринговая экономика, при которой владельцы яхт смогут сдавать свои суда в аренду тем, кто хотел бы попробовать водный образ жизни на время.