Режиссёр Юрий Грымов вместе со сценаристом Александром Шишовым и Ирэной Белоусовой (костюмы) «собрали спектакль» по роману «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» философа Дмитрия Мережковского. Масштабный спектакль «Леонардо» завершает трилогию «Антихрист и Христос» («Петр», «Леонардо», «Иуда?»).
«Грымов погружает зрителя в эстетику эпохи Возрождения и изучает личность великого Леонардо со всех сторон. Мастер делится таинствами творчества с учениками, раздумывает над "Тайной Вечеря", в мастерской пишет портрет Лизы Джоконды, теряя перед ней дар речи, и совершенно хладнокровно берёт деньги у герцога Моро, чтобы по его заказу изготовить бомбу....» - так кратко на бумаге, выглядит то, что Грымов и его труппа «воссоздали» на сцене «Модерна».

Драму Гения и Творца, который сочетал в себе в равной пропорции добро и зло, и жил по принципу: «Высшее служение искусству и науке возможно только при абсолютной свободе от всех человеческих чувств» Грымов «раскрывает через «своего» Леонардо – получилось интересно, красиво, информативно и «величаво».
«Меня всегда интересовала эта тонкая грань между добром и злом, как человек осознает, на какой он стороне. Какие приоритеты он выстраивает в силу воспитания, культурной среды, что с ним происходит во времени? Я уверен, что человеческое тело – это «приемник» абсолютно всего: и ужасного, и великолепного. Леонардо да Винчи сочетал в себе в абсолютно равной пропорции и Христа, и Антихриста. И когда Любовь, которой художник всю жизнь противился, всё же настигает его, он не даёт ей выйти наружу, искренне полагая, что взаимные земные чувства помешают ему завершить работу над своим главным произведением… К чему это привело – вы, наверняка, знаете. Мы попытаемся порассуждать об этом в спектакле», - говори режиссёр перед премьерой журналистам.
«Историю читают» актеры: Константин Конушкин, Дмитрий Бозин, Евгений Казак, Надежда Меньшова, Жанна Чирва, Юрий Анпилогов, Богдан Щукин, Ольга Богомазова, Маина Чижевская, Леонид Трегуб, Надежда Селиванова, Алексей Багдасаров, Александр Колесников, Александр Толмачев и другие.
Помимо артистизма актеров, спектакль захватывает уникальными костюмами Ирэны Белоусовой, помогая зрителю «попасть» в историю. А музыка Pink Floyd или Dead Can Dance, «гармонично вписывается в эпоху XV века, при этом возвращает нас в настоящее, напоминая, что выбор между Христом и Антихристом каждый делает сам».
«Самое страшное млекопитающее - человек. Ни одно животное не хочет препарировать другое животное, а человек спокойно препарирует себе подобного. Не всегда ради благой цели. Вспомните концлагерь. Анатомический атлас сделал Леонардо, церковь разрешила ему первому препарировать умершего человека. Он очень осторожно распиливал череп и подробно описывал содержимое головы. Мы поднимает тему Антихриста и Христа, грань здесь очень тонкая. Мир сегодняшний сошёл с ума. Люди, и я вижу, что их много, перешли грань - на сторону Антихриста и забыли, что созданы по подобию Бога. Если человек переходит на сторону Антихриста, он осознаёт это и бежит обратно, а сейчас есть и те, кто там давно - и уже не замечают этого», - философски завершает «рассказ» о постановке Юрий Грымов.
Наталья Логинова.
Фото – пресс-службы «Модерна».
.jpg)