МГАСО представил в Зале Зарядье программу из произведений трех великих творцов XX века

Новости

МГАСО представил в Зале Зарядье программу из произведений трех великих творцов XX века

МГАСО представил в Зале Зарядье программу из произведений трех великих творцов XX века

«Всепроникающие звуки произведений авторов сегодня летали по залу. Великолепное исполнение оркестра и пианиста!» - таковы были практически все отзывы, которые я услышал после концерта в одном из лучших залов страны. МГАСО представил в Зале Зарядье программу из произведений трех великих творцов XX века. Дирижер – Антон Гришанин, солист – Дмитрий Маслеев. Заполненный зал овациями провожал артистов и музыкантов, что свидетельствует о артистизме и профессионализме как оркестрантов так и солистов.

Музыка Бенджамина Бриттена знаменует собой подъем английской музыки, который начался с конца XIX в.. В основе музыки композитора-гуманиста – неприятие зла, протест против насилия, несправедливости и жестокости: «Знаете, это жестоко, что музыка должна быть такой прекрасной, – говорил Бриттен. — В ней есть красота одиночества и боли, силы и свободы. Красота разочарования и никогда не удовлетворенной любви. Жестокая красота природы и вечная красота монотонности.»
Симфония-реквием была написана композитором в память о родителях. Изначально Симфония была заказана Бриттену правительством Японии для торжественной церемонии празднования 2600-летия со дня основания Японской империи. После того как партитура была отправлена заказчику, правительство Страны восходящего солнца отказалось от нее, сочтя неподобающим как название самого произведения, так и названия его отдельных частей (Lacrymosa, Dies irae и Requiem aeternam), соответствующие частям католической мессы. Зато Симфония отвечала умонастроениям слушателей в первые месяцы Второй мировой войны. Как говорил Бриттен о Симфонии в интервью: «Я старался сделать ее настолько антивоенной, насколько это возможно… Я не верю, что в музыке можно выразить социальные, политические или экономические теории, но, сочетая новую музыку с хорошо известными музыкальными фразами, я думаю, можно преодолеть определенные идеи… все, в чем я уверен, — это в моих собственных антивоенных убеждениях, когда я ее писал». Мировая премьера симфонии прошла в 1941 г. в Нью-Йорке с огромным успехом. «Симфония-реквием» – вершина симфонизма Бриттена и является одним из наиболее часто исполняемых произведений композитора на концертной сцене.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича – произведение зрелого мастера, написанное специально для сына композитора – Максима, и посвященное ему. Дмитрий Дмитриевич прочил Максиму карьеру пианиста. Второй концерт был впервые исполнен Максимом Шостаковичем в 1957 г. на вступительном экзамене в класс Якова Флиера в Московской консерватории. Первое публичное выступление молодого пианиста в день его 19-летия вызвало живой интерес в музыкальном мире и принесло ему заветную «пятерку» на экзамене. Впоследствии Дмитрий Шостакович включил Второй концерт в свой репертуар, а в 1958 г. сыграл и записал его в Париже с Оркестром французского радио и ТВ. Это выступление стало последним для Шостаковича-пианиста. В программе МГАСО 17 февраля Второй концерт исполнит Дмитрий Маслеев.

Дмитрий Маслеев«Музыка Шостаковича невероятно разнообразна — от самых известных его сочинений, симфоний, полных драматизма, до детских пьес, вроде «танцев кукол» и джазовых сюит. Полны контрастов и его фортепианные концерты. Первый концерт — это вообще калейдоскоп событий, тем, настроений. Второй фортепианный концерт, который, к сожалению, я очень редко играю, но, тем не менее, очень люблю, питает исполнителей и слушателей яркой энергичностью и юным задором. И в то же время, его вторая часть — это настоящая жемчужина лирической музыки, абсолютно гениальна в своей простоте».

Игорь Стравинский – один из величайших композиторов XX века, оставивший огромное наследие с обилием жанров и замыслов. Одна из отличительных черт музыки Стравинского – самобытное и неожиданное претворение в музыкальную форму русского фольклора. Балет «Петрушка» был написан в пору сотрудничества Стравинского с Сергеем Дягилевым для «Русских сезонов. После блестящей премьеры «Жар-птицы» Стравинский отдыхал в Швейцарии: «Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка!». Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, – я нашел ему имя, нашел название!».

Вернувшись в Париж, Стравинский показал наброски Дягилеву, который был очарован музыкой и решил создать на ее основе балет. Над сценарием коллегиально работали Стравинский, Дягилев и Бенуа. Как отмечал позднее Борис Асафьев, «с партитуры Петрушки Стравинский окончательно стал самим собой. С нее за ним пошло все современное поколение музыкантов. Она полна жизни и насыщена – что предполагает в композиторе исключительный дар наблюдения – ритмами-жестами и движениями, конкретно передающими (а не описывающими) душевные состояния отдельных персонажей и толпы, как они выражаются в поступи людей и в мимике лица и тела. Концертное исполнении музыки балета дает воображению больше пищи. В «Петрушке» Стравинский-симфонист окончательно перерос Стравинского — музыкального иллюстратора и декоратора, несмотря на свое видимое подчинение сцене.».

Премьера балета «Петрушка» состоялась в 1911 г. в Париже в постановке Михаила Фокина с Вацлавом Нижинским в заглавной роли. Спектакль произвел фурор среди парижской публики. Образ бродячего Петрушки интернационален: европейские зрители узнали в нем черты Полишинеля и Пульчинеллы, близкие им с детства. В 1921 г. Стравинский написал фортепианное переложение «Трёх пьес из «Петрушки»» для камерного музицирования, а в 1946 г. создал новую редакцию партитуры «Петрушки», которая представлялась ему «гораздо более удачной». Вторая редакция балета была создана в 1948 г. для Парижской оперы. Две сюиты из балета были исполнены осенью 1962 г. в Большом театре в рамках гастрольного тура Стравинского по случаю его 80-летнего юбилея — он вернулся в Россию 45 лет спустя, впервые посетив СССР по приглашению Союза композиторов.

Музыка «Петрушки» стала новым словом в музыкальном искусстве, вобрав в себя популярные интонации русского городского фольклора. Сама форма балета своеобразна: четыре картины соответствуют частям симфонии. Музыка к «Петрушке» обрела собственную долгую и яркую жизнь на концертной сцене.

Все спектр таланта трех выдающихся мастеров Бриттен-Шостакович- Стравинский был «воспроизведён» мастерами МГАСО в зимний вечер в зале «Зарядье».

Наталья Логинова.

Фото - Ольга Коляго.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь