На сцене Белоколонного зала княгини Шаховской одного из лучших московских театров состоялись две оперные премьеры в рамках Фестиваля «Приглушенные голоса». Постановки («Ждана» и «Доказывая») представлены в сценическом воплощении номинанта Национальной театральной премии «Золотая маска» режиссера Елизаветы Корнеевой и разведены по двум разным локациям.
«Ждану» представили наподобие иммерсивного спектакля: артисты и танцовщики создавали эффект погружения зрителя в мрачную среду дома Жданы, появляясь и действуя среди гостей премьеры. А постановка второй оперы об американской мечте, рассказанная через историю поселенцев Небраски 1870-х годов, была представлена привычным для театра образом – собственно в Белоколонном зале княгини Шаховской.
«Ждана» создана композитором Алиной Небыковой по мотивам одноименного рассказа из книги «Черный хлеб доро́г» главного редактора портала Алексея Небыкова. «В позабытую в глуши деревню забредает путник. Избы кругом стоят недвижимы, заброшены, и, кажется, люди давно покинули эти края. Путник возвращается домой и не желает задерживаться в дороге, но внезапно встречает девушку Ждану, одиноко живущую на самой окраине, и решает все же остаться до утра, не зная, что встреча эта назначена ему самой судьбой и не так просто будет выпутать незнакомку из узлов родового проклятия» - таково буквенное содержание мировой премьеры.
Опера «Ждана». Композитор: Алина Небыкова. Либретто Александр Капусткин. Режиссер-постановщик: Елизавета Корнеева. Хореография: Виктория и Анастасия Михайлец. Вокальный ансамбль ARIELLE.
Российская и континентальная премьера одноактной оперы «Доказывая» об американской мечте, рассказанная через историю поселенцев Небраски 1870-х годов американского композитора Мисси Маццоли. «Семья Зегнер стремится выполнить условия закона для регистрации земли: обрабатывать землю пять лет, построить дом и установить стеклянное окно. Младший сын Зегнеров Майлз отправляется к соседям с окном для прохождения проверки у инспектора и сталкивается с призраком фермера, жившего прежде по соседству, сведенного с ума требованиями «доказать». Призрак слишком хорошо знает цену американской мечты, а окно в руках Майлза вдруг превращается в разбитое зеркало, отражающее великую трагедию» - примерно так опера «ложится» буквами на бумаге.
Опера «Доказывая». Композитор: Мисси Маццоли (Missy Mazzoli «Proving up»). Российская и континентальная премьера одноактной оперы-хоррор на либретто Ройса Ваврека (Royce Vavrek). Дирижёр: Джереми Уолкер. Режиссер-постановщик: Елизавета Корнеева. Сценограф Юлия Староверова.
Фестиваль «Приглушенные голоса» — первый в своем роде международный проект, посвященный поддержке и признанию женского вклада в классическую музыку. Фестиваль не просто отдает дань уважения женщинам-композиторам, но и стремится пролить свет на камерную оперу, как на жанр, способный тонко раскрывать самые глубокие аспекты человеческой души. В рамках фестиваля у российских зрителей будет возможность познакомиться с семью талантливыми композиторами и стать свидетелями десяти оперных премьер в разных городах России с февраля по август 2024 года в исполнении ведущих солистов мировой музыкальной сцены. Эту уникальную инициативу воплотила в жизнь музыкальная организация «Лирика Классик» в союзе с издательством «Шостаковичи и Стравинские» и проектом «Музыка нашего времени». Фестиваль посвящен памяти и 80-летию композитора Татьяны Чудовой.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба «Геликон-опера».