«Давно отверженный блуждал, в пустыне мира без приюта…» - писал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем «Демоне». Игорь Цвирко на сцене «Геликон-опера» поставил потрясающий танец об измученной душе Врубеля, одержимого идеей создать шедевр, который «заканчивается» поломанными крыльями изможденной души демона, ждущего очищения…Придет ли оно?
«Есть переключение между миром настоящим, где живет художник, и миром демона», - так сам Маэстро генеральный продюсер проекта Игорь Цвирко говорит о сути постановки.
Самый обсуждаемый премьер Большого Игорь Цвирко выступает в двух ипостасях: в роли продюсера он успешен, а в роли солиста – безупречен.
Команда Игоря Цвирко: хореограф - Александр Могилёв, сценограф - Анастасия Капустина, художник по костюмам - Алина Герман – настоящие профессионалы, влюбленные в свое дело. Потрясающая сценография, безупречный стиль, уникальное визуальное сопровождение, профессиональные технические решения, невероятная хореография и волшебная музыка – таковы сочетаемые феерического успеха одноактного балета «Врубель. Демон».
Сам Мастер признался, что «подался в продюсеры», чтобы создалось произведение, которое показало бы «безграничный талант моей супруги – ведущей солистки Большого театра Кристины Кретовой, и уникальность поколения артистов, которых все реже можно увидеть на сцене Большого».
На сцене мы видим Врубеля в длинном пальто, спиной к публике, лицом к мольберту. А дальше - сплошь творческие муки: гений комкает и рвет несовершенные, по его мнению, листы, которые тут же подбирает Муза в невероятном платье с рукавами-фонариками. Они «соединяются» в катаниях по сцене, во время которых Он периодически сжимает свое горло, а Она пытается его утешить. Зритель видит страшные боли обезумевшего художника, в которого вселился демон. Так они и «сражаются»: внутренний против внешнего, который на картине.
Метафора со скалой, которая «вживую» присутствует на сцене, и на которую взбирается раздвоившийся герой – это и есть та самая «суть», о которой сказано в начале. Муза в невероятном напряжении заламывает руки и буквально «тухнет» от тяжелого взгляда Мастера. Апофеоз постановки - добрая фигура в белом, Ангел – Доктор в одном лице, которому не суждено помочь Демону…
Монолог Врубеля с классическими прыжками, как это давно и классно умеет «подавать» Цвирко – знак качества Мастера, который выучил «лексику и пластику балета» на отлично.
Подтверждением тому выступили почти десятиминутные овации заполненного зала, крики «Браво!» и нескончаемый поток дарителей корзин с цветами и разнообразных флористических изысков за профессионализм артистов.
Помимо собственно «Врубеля» известный артист балета Игорь Цвирко вместе с единомышленниками на вечере одноактных балетов под общим названием «Мистерия» презентовал еще «Русские тупики» Максима Петрова и «Монаксия» Дмитрия Масленникова.
Я думаю, что каждый зритель в зале точно «пережил свой внутренний катарсис», глядя на синтез высококлассного профессионализма, помноженного на ярчайший талант и эталонную работоспособность всей труппы постановки «Мистерия».
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба Геликона.