25 января Московский государственный академический симфонический оркестр представил на сцене Зала Зарядье шедевры Моцарта и Брамса. Программа. I отделение: Моцарт. Увертюра к опере «Директор театра», KV 486, Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, KV 466. II отделение: Брамс. Симфония № 4 ми минор, оp. 98. Дирижер – Ярослав Забояркин.
Опера «Директор театра» – сочинение на случай с особым характером, за которое композитор взялся в отсутствие других заказов. В 1786 г. в оранжерее Шенбрунна состоялся «Увеселительный праздник в честь генерал-губернатора Нидерландов», на котором было решено устроить соревнование между оперными формами с участием лучших артистов драматического театра, немецкой и итальянской опер – говоря современным языком – капустник. При жизни Моцарта опера «Директор театра» была исполнена лишь дважды, но впоследствии чарующая музыка послужила основой для целого ряда переработок либретто и новых постановок.
В этот период жизни Моцарта – великого пианиста и творца клавирной музыки — самое важное место занимают Концерты для фортепиано с оркестром, которые он писал много и быстро для разного рода публичных академий и выступлений на частных музыкальных вечерах. Концерты Моцарта — апофеоз фортепиано, яркая демонстрация его подлинных возможностей. В программе прозвучал Концерт № 20, написанный Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1785 г. и впервые исполненный в казино Мельгрубе в Вене с композитором в качестве солиста. Это был первый из пяти еженедельных «Пятничных концертов», которые дал Моцарт в течение весны 1785 года. Концерт обладает новизной содержания и полон внутренней борьбы и контрастов. В знаменитой коде этого произведения минор разрешается в светлый мажор и дарит слушателям ощущение надежды и излюбленную идею творчества Моцарта – несмотря на любые драматические перипетии в жизни всегда найдется место для радости и веселой шутки. Концерт № 20 Моцарта был особенно любим Бетховеном, так как произведение явилось музыкальной предтечей движения «бури и натиска».
«Как и для любого профессионального музыканта, творение Моцарта для меня – музыка гения, недосягаемая, непостижимая, абсолютно космическая. Концерт № 20 для фортепиано с оркестром – мой любимый концерт Моцарта, я его играю чаще других. В моем репертуаре – несколько концертов Моцарта, но Двадцатый стоит особняком. Однажды, еще в годы учебы, я поехала с этим Концертом в тур по Японии с юношеским оркестром, и с тех пор могу сыграть его с закрытыми глазами в любое время дня и ночи, потому что когда исполняешь произведение на концертах пятнадцать раз подряд, то оно становится частью тебя», - рассказала журналистам исполнительница Концерта № 20 Екатерина Мечетина.
Во втором отделении программы прозвучала Симфония № 4 ми минор Иоганнеса Брамса. Эмоциональная порывистость романтизма и стройность классицизма сочетаются в симфоническом творчестве великого немецкого и австрийского композитора. Симфония № 4 – вершина оркестрового творчества, творение зрелого мастера, уже получившего признание. Симфония была написана в горном местечке Мюрццушлаге в Штирии – маленькой деревушке, с которой у Брамса были связаны теплые воспоминания. В произведении слышны мотивы музыки барокко, к которой Брамс обращался на протяжении всего творческого пути. Премьера Четвертой симфонии прошла с огромным успехом в Мейнингейме в 1885 году, а затем Ганс фон Бюлов отправился с ней в концертное турне по рейнским и голландским городам. Симфония стала «лебединой» песнью Брамса – незадолго до кончины, уже смертельно больной он присутствовал на ее исполнении Гансом Рихтером в Венской филармонии в 1897 г.. Четвертая симфония Брамса осуществляет связь времен, соединяет достижения эпох классицизма и романтизма и оказала огромное влияние на композиторов следующей эпохи – Малера и Хиндемита, Онеггера и Шостаковича.
«Музыка Брамса всегда занимает особое место в сердце каждого музыканта и слушателя. Мудрость, строгость, благородство и искренность всегда были теми отличительными чертами, которые наполняют его произведения. Работая над 4-й Симфонией понимаешь, что при всех вышеперечисленных достоинствах в этой музыке прослеживается невероятная чувственность», - делился с представителями СМИ перед концертом Маэстро Ярослав Забояркин.
Заполненный зал «Зарядье» с придыханием прослушал концерт, а после поклонов одарил музыкантов шквалом оваций.
Светлана Юрьева.
Фото – пресс-службы МГАСО.