«Огромный заряд энергии, сил, позитива от выступления. Хор, оркестр, дирижёр, масштаб всего вместе - не описать словами. Это предновогоднее чудо. Спасибо огромное всем причастным к этому замечательному концерту!!!», - такими словами описала концерт в Зарядье одна из гостей Фестиваля.
Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина) представил в лучшем зале страны третий концерт Второго фестиваля «Хор без границ». К 95-летию Владимира Минина».
В центре программы 11 декабря 2023 года в Зале Зарядье — кантаты XIX и XX столетий «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева и «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке. Фестиваль Хора Минина проходит при поддержке Департамента культуры города Москвы.
Замечательные солисты Хора в "Истории доктора Иоганна Фауста" Альфреда Шнитке Алексей Тихомиров обычно на сцене бывает Мефистофелем, здесь же предстал трагичным Фаустом. У Дмитрия Боброва была ответственная роль Рассказчика, ведь структура произведения Шнитке напоминает структуру музыкальных «Страстей» (как, например, у Баха) – есть действующие лица, рассказчик и хор. Лики Зла, воплощения Мефистофеля - искушающий - Артем Крутько и карающий – Полина Конкина.
Обе кантаты, звучащие в концерте, можно назвать духовными произведениями в светском жанре. Но подход композиторов к духовной теме диаметрально противоположен. Кантата «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева (1884) написана на фрагмент поэмы А.К. Толстого (1859); герой поэта и композитора — христианский святой, богослов, поэт, гимнограф VIII века. «Иоанн Дамаскин» — одна из вершин академизма в музыке: строгость, возвышенность подчеркнута использованием старинных форм. Идеалом Танеева было искусство Возрождения и Барокко. Но перед нами — именно русская кантата, и дело не только в том, что ее главная тема — тропарь «Со святыми упокой»: вся музыка пронизана национальным колоритом. «Иоанн Дамаскин» — программное высказывание Танеева еще и в том смысле, что именно этот опус открывает официальный список его сочинений (до кантаты 28-летний Танеев уже написал много разнообразной музыки).
Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983) Альфреда Шнитке обращается к вечным темам бытия уже в конце XX века. «Фауст — тема всей моей жизни», — говорил Шнитке. Ее исток — «Доктор Фаустус» Т. Манна (этой книгой Шнитке зачитывался в юности); затем — поэма И. Гете (в свое время у Ю. Любимова был план привлечь Шнитке к работе над спектаклем в Театре драмы и комедии на Таганке). Но в кантате композитор опирался не на известную интерпретацию легенды Гете, а на Народную книгу «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» в версии Иоганна Шписа (1587); это первая литературная обработка легенды. Во многом, новизна сочинения сфокусирована в дуализме образа прародителя зла: обольщающий дьявол — контратенор, унижающий — эстрадная певица с микрофоном (в 1983 году эту партию репетировала Алла Пугачева, однако из-за цензурных ограничений она не смогла участвовать в исполнении). Кульминация сочинения — сцена смерти Фауста — мефисто-танго (по выражению исследователя Шнитке, профессора Валентины Холоповой) как апофеоз убивающей пошлости. Впоследствии материал кантаты целиком вошел в одноименную оперу Шнитке. Кантата исполняется с русским текстом Виктора Шнитке.
В программу концерта также вошел «Вокализ» Сергея Рахманинова в авторском переложении для симфонического оркестра. Исполнители: Московский государственный академический камерный хор, Российский национальный оркестр, Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова. СОЛИСТЫ: Заслуженный артист Республики Татарстан, лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства, солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист Государственного академического Большого театра России, Михайловского театра, Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Алексей ТИХОМИРОВ (бас); солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И. Глинки, приглашенный солист Мариинского театра, Московского государственного академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Артем КРУТЬКО (контратенор); солистка Музыкального театра «Градский Холл», участница проекта «Голос» Полина КОНКИНА (эстрадный вокал); солист Государственного академического Большого театра России Дмитрий БОБРОВ (тенор).
Дирижер — художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Тимофей ГОЛЬБЕРГ.
В зале Владимир Николаевич Минин, Дмитрий Сибирцев и восторженная публика, встречающая каждое выступление громом оваций.
Наталья Логинова.
Фото - Кожевникова Александра.