Классическую литературу каждый из нас начинает по-настоящему понимать в определённый период жизни. Когда с ней знакомят юные умы школьников, в силу недостаточного жизненного опыта, нам сложно понять весь масштаб и глубину этих произведений.
И только став взрослыми и не единожды столкнувшись с персонажами гениев пера в реальной жизни, а, может быть, и, увидев их в себе, мы понимаем, что классическая литература - это отражение человеческого общества, с пороками и соблазнами, иллюзиями и надеждами, взлётами и падениями…
Одной из бессмертных классических пьес, безусловно, является «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя.
Актуальность этой комедии, написанной в 30-ые годы 19 века, поражает и восхищает, а гиперболизированные персонажи, пожалуй, никогда не утратят своей современности, ведь, как ни печально констатировать, коррупция в России неискоренима, и Гоголь это прекрасно понимал.
Понимаем это и мы, и единственное, что нам остаётся, чтобы совсем не пасть духом - это искренне и от души смеяться над пороками!
В ноябре 2019 года в афишу Театра Олега Табакова вернулся легендарный «Ревизор» и вновь произвёл фурор, подарив зрителям феерию эмоций и впечатлений!
Мы неслучайно говорим вернулся: в далёком 1991 году первую постановку «Ревизора» на сцене Табакерки осуществил тогда ещё студент, молодой и амбициозный Сергей Газаров, а роль Городничего воплотил юный талантливый актёр Владимир Машков.
28 лет спустя яркая планета «Ревизор» вновь засияла в софитах Театра Олега Табакова в постановке Сергея Газарова, но спешим подчеркнуть, что это не восстановленная версия старого спектакля, а совершенно новая постановка культового произведения.
Сегодня мы значительно отличаемся от себя вчерашних, не стоит и говорить, что временной интервал почти в три десятилетия трансформирует нас кардинально.
Неизменно одно: «Ревизор» 2019 года повторяет ошеломительный успех 1991 года - о спектакле уже ходят легенды, а смеются на нём все зрители - независимо от возраста, социального положения и национальности!
Сергей Газаров: «Конечно, это комедия и всегда останется комедией. Но я хочу рассмотреть и драму умнейшего, страшнейшего человека — Городничего. Мудрый и опытный человек. Как же его обманул двадцатидвухлетний Хлестаков? Может ли это вообще произойти в жизни, например, сегодня? А Хлестаков? Такого человека нет, не может быть. Это воздух. Он никого не обманывает, он фантазирует — это полет души. А вот почему верят воздуху, боятся воздуха, почему слушают сумасшедших и не доверяют себе? Это вопросы, которые совсем в другую сторону разворачивают эту пьесу Гоголя!».
Гипербола и гротеск - главные отличительные черты всех персонажей Гоголя, воплощены в спектакле Газарова во всём своём масштабе, в самой широкой амплитуде эмоций и характеров!
При этом действие не уходит в фарс и абсурд - всё происходящее вполне реально и очень даже узнаваемо.
Узнаваемо настолько, что сквозь гомерический смех порой пробиваются слёзы сожаления о том, что «не мы такие, а жизнь такая».
Владимир Машков предстаёт в роли Городничего, Антона Сквозник-Дмухановского, матёрого, опытного «волка», легко обводящего вокруг пальца губернаторов и вышестоящих чиновников.
Как дважды два, например, он списал деньги, полученные на строение церкви, которая якобы сгорела, а на деле даже не начинала строиться. Знакомо? Сколько вырубленных и проданных лесов у нас списали под лесные пожары? Вопрос риторический...
Беспредел для таких людей, как Городничий, это не происшествие, а понятие и принятие жизни, её кредо.
Яркая индивидуальность, мощная мужская харизма, многогранное мастерство и обаяние Машкова в образе Городничего раскрывается в безграничной палитре - Владимир Львович проживает обстоятельства натурально и естественно и при этом настолько обаятельно, что невольно его герою начинаешь даже симпатизировать, а в некоторых моментах - сочувствовать.
И команда у Главы Города блистательная - короли интриг и мастера лукавства: каждый чиновник, как на подбор, взяточник и казнокрад.
Гоголь наделил своих героев «говорящими» фамилиями, а в прекрасном воплощении многогранных артистов Театра Олега Табакова они приобрели реальные образы, каждый из которых по-своему колоритен.
Судья Ляпкин-Тяпкин (актёр Сергей Угрюмов) - заядлый охотник, который, кажется, даже гордится тем, что берёт взятки борзыми щенками. С мехами на плече и ружьём, которое неизвестно когда и в кого может выстрелить, только это прицел отнюдь не правосудия.
Нелепый смотритель богоугодных заведений и подлый доносчик Земляника (Александр Фисенко), с приходом которого к руководству все нуждающиеся покидают учреждения «как мухи»…и, увы, не в добром здравии.
Если Ляпкин-Тяпкин и Земляника являются ещё и апогеем уверенности и самоуверенности, то смотритель училищ Хлопов (почти что Холопов) обладает совсем другой психофизикой.
Хлопов в исполнении Дмитрия Бродецкого и Аркадия Киселёва выглядит напуганным, мнительным и жалким.
Модный и импозантный земской лекарь Гибнер (Виталий Егоров) и «хрупкий» почтмейстер Шпекин (Павел Шевандо/Никита Уфимцев), возвышенно носящийся по сцене в балетном костюме, игривая и безобидная корреляция с гламурными светскими мужчинами, нарочито выставляющими напоказ свою нестандартную ориентацию.
Особняком среди всей этой мозаики чиновников стоит безумный помещик Бобчинский/Дочинский (актёр Александр Марин), страдающий раздвоением личности.
О психическом недуге помещика и Городничему, и его команде хорошо известно, тем безрассуднее и нелепее кажется тот факт, что именно с лёгкой руки «одного» из Петров Ивановичей все поверили, что юнец Хлестаков и есть тот инкогнито-чиновник из Петербурга!
И, наконец, Хлестаков! Обаятельный юнец и промотавшийся фантазёр!
«Как денди Лондонский одет», неудержимый, мечтательный и порывистый! Он любит роскошь и деньги, и именно они для него атрибут лёгкой жизни.
В роли Хлестакова предстаёт Выпускник Московской театральной школы Олега Табакова 2018 года Владислав Миллер, один из самых молодых (а, может быть, и самый) исполнитель роли Хлестакова в разных постановках «Ревизора». Можно утверждать, что роль удалась: молодой, полный энергии и авантюризма актёр вдыхает в персонаж некую воздушность, лёгкость, изящество!
Владислав профессионально занимался танцами, в этой роли хореографическая подготовка ему особенно пригождается.
Согласно концепции режиссёра Сергея Газарова, художника-постановщика Александра Боровского и художника по пластике Леонида Тимцуника, спектакль высокопластичный - в нем много не только сложных хореографических элементов, но и трюковых сцен. И значительная их часть как раз лежит на Хлестакове, который словно парит в разных пространствах сцены: то лихо выплясывает на перилах фасада дома Городничего, где разворачивается значительная часть действия, то взмывает на балкон к хозяйке, то, перебрав с угощением «гостеприимной» принимающей стороны, буквально срывается с этого фасада вниз. К слову, и комната, за которую в первой части действия не может заплатить Хлестаков, сооружена в форме лестницы, изящно обыгранной в инсценировке, в которую искусно интегрированы сложные хореографические и даже гимнастические элементы.
Хлестаков - не бывалый авантюрист, он юнец, который не просто фантазирует, а фонтанирует идеями, и порой кажется, что сам же в них верит!
«Он с Пушкиным на дружеской ноге», вхож в дома к Министрам… в мечтах-то, может быть, но ведь и Городничий, и его свита поверили в реальность этой помпезности, которая на деле оказалась воздушным мыльным пузырём! Хлестаков в исполнении Миллера по-детски очарователен и совсем не коварен, тем удивительнее, что такой «ангелок» обвёл вокруг пальца маститых королей интриг.
Отметим и верного слугу Хлестакова Осипа (актёры Сергей Беляев и Александр Воробьёв). Как каждому слуге ему важен комфорт и сытная трапеза, что он и получает, подыгрывая своему барину: в гостях у Городничего Осип несказанно рад поистине царскому приёму.
Женские персонажи спектакля ничуть не уступают мужским по-настоящему бенефисным ролям.
Жена и дочь Городничего - синтез собирательных образов провинциальных барышень из состоятельных семей. Надеть всё лучшее сразу, поразить столичного гостя своей роскошью обольстить напором и абсолютной уверенностью в своей неотразимости.
В одной из сцен отважная супруга Городничего (актрисы Яна Сексте и Алёна Лаптева), спускаясь к юному воздыхателю со второго этажа на портьере, как верёвочной лестнице, выполняет буквально цирковой трюк.
Откровенно-сексуальный наряд Матери, напоминающий Восточную Царицу, оттеняет более скромный, но не менее аппетитный образ дочери (актрисы Наталья Качалова и Юлиана Гребе), готовой на всё, чтобы покорить такого завидного столичного жениха.
Костюмы художника Марии Боровской дополняют каждый персонаж, акцентируя внимание на индивидуальных деталях.
Вслед за Николаем Гоголем Сергей Газаров в «Ревизоре» исследует природу фантастического обмана. Как вышло, что тот, кто «мошенников над мошенниками обманывал», сам так жестоко обманулся? И почему сюжет о заезжем промотавшемся юнце, принятом за ревизора из Санкт-Петербурга, оказался бессмертным?
Посмотрев «Ревизора» в Театре Олега Табакова, мы ответим на эти вопросы, а ключ для этого затейливого ребуса нам дал сам Гоголь, вложив его в уста Городничего, который, узнав о том, что Хлестаков не ревизор, досадно говорит своим соратникам: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»
Есть теория, что смех продлевает жизнь, такие спектакли, как «Ревизор», нашу жизнь украшают, делают её интереснее и насыщеннее и даже обладают терапевтическим эффектом: помогают не так остро реагировать на беспринципных людей.
Финальная сцена спектакля, искусно напоминающая скамью подсудимых, ещё и дарит надежду, что когда-нибудь всё же наступит торжество справедливости!
"...По заслугам и честь...": ещё одна фраза Гоголя, тонко характеризующая великолепную постановку Сергея Газарова в Театре Олега Табакова.
Рекомендуем заранее заботиться о билетах. Зрительский интерес к спектаклю огромен и это абсолютно справедливо: «Ревизор» дарит бесконечную гамму чувств и незабываемых впечатлений!
Ближайшие даты путешествий в уездный город, в котором, словно в зеркале, отражается вся Россия: 28 сентября, 8, 17 и 27 октября.
Автор: Бурулёва Юлия
Фотографии: пресс-служба Театра Олега Табакова
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.