Премьера оперы состоялась в мае 2024 в Московском музыкальном театре «Геликон-опера» в постановке Елизаветы Корнеевой. Главные сольные партии на театральной сцене и на студийной записи исполнили ведущие солисты «Геликон-опера» и «Карнеги-холл» Александра Ковалевич (меццо-сопрано) и Сергей Абабкин (тенор), партию хора - вокальный ансамбль ARIELLE (победитель телевизионного проекта «Россия-1» «Ну-ка, все вместе хором»).
Ведущие музыкальные критики и обозреватели высоко оценили оперу. «Музыка потрясающе красивая, с ярким мелодизмом, и при этом написанная современным композиторским языком» - искусствовед, музыковед Ирина Новичкова о театральном событии.
Опера «Ждана» написана композитором по мотивам одноименного произведения члена Союза писателей России Алексея Небыкова, рассказывающего о семейной тайне и родовом проклятии, которые становятся препятствием к счастью Жданы, одиноко живущей в заброшенной деревне. Либретто написал поэт Александр Капусткин.
Основой либретто оперы-хоррор «Ждана» Алины Небыковой стал одноимённый рассказ писателя Алексея Небыкова, вошедший в его книгу «Чёрный хлеб доро́г». Художественный мир писателя, наполненный странными, «не от мира сего» героями с загадочной русской душой, оказались близкими композитору. Литературный первоисточник оперы оказал влияние на трактовку оперного жанра и стилистику музыкального языка. Отсюда – необычное синтетическое жанровое решение оперы, своеобразие её композиции и драматургии, принципы музыкальных характеристик персонажей и ярко образный музыкальный язык, продемонстрировавшие мастерство Алины Небыковой как театрального композитора, её виртуозное владение камерно-оркестровым и хоровым письмом.
Либретто написал поэт Александр Капусткин.
Алина Небыкова – российский композитор, выпускница Московской консерватории им. П.И. Чайковского, председатель Совета Союза композиторов Евразии, общественный деятель, учредитель фонда «Отечественное искусство», продюсер, основатель издательства современной академической музыки «Шостаковичи и Стравинские».
«Для меня эта опера о том, какие безобразные болезненные формы иногда могут обретать одиночество и свобода… о поиске человеком настоящего чувства, счастья. О страхе перед страданиями и переменами. В то же время, она о верности родной земле. С точки зрения метафизики, совершая непоправимое, Ждана не стремится совершить преступление, а присваивает ставшего близким ей путника себе и своему роду через «ритуальное убийство». Навсегда...» - Алина Небыкова.
Алина Небыкова, Александра Ковалевич, Сергей Абабкин, Вокальный ансамбль ARIELLE...
Слушать по ссылке: https://band.link/opera_horror_zhdana