Спектакль Анджея Бубеня «Свет с Неба» по произведению лучшего драматурга Соединенного Королевства Дэвида Хэйра о тонких струнах человеческих душ вызвал бурю оваций на премьерном показе в ТЦ «На Страстном». Продюсерский цент «Зебра» привез в Москву невероятную по темпераменту и уникальную по актерству постановку с Народным артистом Игорем Скляром (том) и Светланой Щедриной (Кира). Третьим участником семейных разборок является сын главного героя, чудесно сыгранный Александром Титенко. Спектакль с аншлагами идет в Театре на Васильевском, а теперь «поехал по стране» - первая остановка в Первопрестольной.
Герои «проживают жизнь» спектакля в камерном пространстве квартиры (художник Елена Дмитракова), над которой нависает фигура кариатиды. Красный холодильник, кухонная плита, раковина, два стола, стулья, стопки тетрадок и школьная доска с кусочком мела. На сцене готовят еду, жарят красный перец на сковородке и варят спагетти. И во всем этом «кухонном антураже» бывшие любовники «разруливают» свою жизнь, упрекая друг друга и пытаясь найти выход из сложившихся обстоятельств.
ОН - ресторатор и обеспеченный господин Том Седжант, ОНА - школьная учительница Кира Холлис. Они не виделись несколько лет. Год назад Том похоронил жену и приехал в скромную квартиру бывшей подружки расположенную на задворках Лондона.
То, что их когда-то связывало, потеряло всякий смысл для Киры – она сознательно «зачеркнула» прошлые отношения с женатым хозяином ресторана, в котором она тогда работала. Завтраки в доме четы Седжант - это единственное, о чем она иногда вспоминает. У Киры случился роман с Томом, его жена об этом узнала, и тогда Кира исчезла.
Сейчас она живет в непрезентабельном районе Лондона, учит детей и пытается извлечь радость из обстоятельств, в которых оказалась. Кира в буквальном смысле слова «истязает себя», а не живет. И вот в ее скромную квартиру без предупреждения является 18-летний Эдвард, сын Тома. Он рассказывает героине о смерти матери и о 2бреднях» отца, впавшего в депрессивное состояние.
После ухода сына, в пенале-квартире появится его отец. То ли призрак, то ли тень – таким его встречают зрители и Кира. Он бродит по ее квартире и «напрашивается» на ужин. Хозяйка обжаривает на сковороде красный перец, варит спагетти и просит Тома потереть сыр. Заполненный зал практически участвует в приготовлении ужина: прогорклый запах масла, не совсем свежий сыр, соус для спагетти – все это «чувствуют» не только герои постановки. Но предполагаемый совместный ужин срывается…герои отправляются в спальню.
Все уйдет в разговоры, воспоминания, выяснение отношений. Игорь Скляр и, соответственно, его герой уйдут со сцены голодными. А потом блюдо со спагетти вынесут гостям, тем, кого пригласили на московскую премьеру. Удивительно, но спагетти окажутся вполне съедобными, хотя трудно было в это поверить, наблюдая за процессом их приготовления из зрительного зала. А там, оказывается, все было по-настоящему.
Игорь Скляр, которого все помнят и любят, как звезду фильма «Мы из джаза» и исполнителя «хита на века» «На недельку до второго я уеду в Комарово», ныне импозантный седовласый актерище, который завораживает зрителя, играя мимикой, жестами, словами и глазами. Его харизма и профессионализм – украшение постановки, которое дополняет партнерша по сцене Светлана Щедрина в образе Киры. Эмоциональная, душевная и правдивая игра питерской актрисы – тот самый бонус, который положен в каждом «хорошем деле». Дуэту (и присоеденившемуся к ним Александру Титенко) московские зрители рукоплескали несколько минут, вызывая питерскую труппу на «Бис».
Белая скатерть на длинном столе, серебряная посуда, изысканная сервировка, масло с эксклюзивной масленке, бекон, хрустящий хлеб и круассаны – такой сервировкой для Киры от сына Тома заканчивается спектакль.
«Этот сюжет, поэтому и современен, что говорит про нас, про живых настоящих людей, про то, насколько мы одиноки, насколько мы хотим быть любимыми и насколько умеем любить. Или мы сегодня уже не умеем любить?», - уверен режиссер спектакля «Свет с Неба» Анджей Бубень.
Эмоциональный, иногда чересчур, разговор двух любящих сердец заканчивается «открытым финалом». Каждый сидящий в зале сам для себя решает: это конец отношений, или их начало. Зритель «считывает» мысли о любви, прощении, правде и лижи, куда же бе нее, а также о близких, которых мы часто теряем и о том, что нужно сделать, чтобы было иначе.
Владимир Сабадаш.
Фото – Илья Золкин.