«В январской книжке "Артиста" найдете изображение одного молодого человека, страдавшего манией величия; называется эта повесть так: "Черный монах"», - писал Антон Павлович Чехов в письме к своему издателю.Классики, как всегда актуальны, злободневны и бьют прямо в цель. Повесть, написанная Чеховым в конце 19 века, звучит актуально, затрагивая острые вопросы наших дней. Гений, гордыня, смирение, любовь к ближнему, большой ум или мания величия, философия, интеллект - в той или иной степени есть в каждом из нас.. Что побеждает? Гений и злодейство несовместимы? Что выбрать: индивидуальность или толпу? Где грань нормальности, и есть ли она в принципе?
«”Чëрный Монах” — самая загадочная из девятнадцати повестей А.П. Чехова. В этом произведении много вопросов, на которые мне как режиссеру интересно найти ответ. А главное понять, кого рисует нам Чехов: гения или безумца? У них обоих могут быть одни и те же факторы, которые влияют на их сознание: любовь, близкие люди. Сам конфликт заключается не из внешней среды, он внутри героя», — говорит режиссер Эдуард Кашпоров.
«Манию величия» Коврина создатели спектакля вместе со зрителем и пытаются разгадать: кем же на самом деле являлся Черный монах: утешающим ангелом, соблазняющим бесом или же галлюцинацией больного человека, или «трехглавым» принципом жизни главного героя.
Спектакль создан в рамках Молодежной программы Школы драматического искусства, художественный руководитель — Глеб Черепанов. Режиссер — Эдуард Кашпоров. Художник-постановщик — Елена Ярочкина. Художник — Кирилл Саленков. Художник по свету —Михаил Глейкин. Художник по гриму — Ксения Семенова. Хореограф — Мария Орлова. Видео — Александр Шапошников. Помощник режиссера — Мария Кочелова. Чехова на современный лад «прочитали» актеры: Андрей Финягин, Алексей Славкин, Александра Лахтюхова и Николай Гонтарь.
Стресс, как личностный, так и рабочий, эмоциональное выгорание, погоня за карьерой и деньгами в суете большого города – в таком антураже разыгрывается чеховский «Черный монах» XXI века. Попытка выйти из этой бесконечной «гонки» и есть «красная нить» постановки труппы ШДИ. За черными шторами в глубине сцены огромное окно, за окном Москва, сегодня, сейчас...и тачка, на которой главный герой шикарно сыгранный Андреем Финягиным и пытается «переехать» в иной мир.
Безумные глаза, невероятный артистизм, чувственный взгляд и потрясающая мимика Финягина в сочетании с экстравагантными зелеными носками - воплощение интеллигенции времени Чехова, а ныне «белых воротничков», о которой и речь в «Черном монахе».
Вечный поиск истины или хотя бы своей ее «части», депрессия, раздумья о смысле бытия, самокопание – понимает ли сам герой, чего он ищет? А на другой стороне «весов жизни» - садовод Песоцкий (Николай Гонтар) и его дочка Саша (Лахтюхова Татьяна): теплица с растениями, пение птиц и даже летний дождь. Вот они действительно живут и радуются садом и каждодневной заботой о нем. Коврин точно так не умеет, или не хочет…или ждет того самого «монаха» (Алексей Славкин). Он – это то ли видение, то ли галлюцинация Коврина, отображенный в спектакле как некий представитель молодежной субкультуры.
«Вторжение в чужую жизнь, пусть и любимого человека, в его духовный мир даже с самыми благими намерениями, может иметь непредсказуемые последствия для обеих сторон» - примерно так «звучит» пост-релиз постановки спектакля «Черный монах» Школы драматического искусства.
Наталья Логинова.
Фото - Мария Верещагина