«"Пиковая дама" - это поле для фантасмагории, поле для поиска. Это мир, в котором переплетаются обыденность и мистический злой рок. В этом творческом поиске мы создали новый оригинальный текст, где впервые оживают такие персонажи, как Тройка, Семерка и Туз - три маленьких чертика. Они словно проводники между миром реальным и миром, где правит Пиковая дама», - так прокомментировал журналистам итоги своей работы режиссер Азаров.
Ольга Никифорова (автор инсценировки) ироничный пушкинский текст дополнила «легкими по интонации комментариями и шуточками». Диалоги игроков современны, а классический текст «Пиковой дамы» соединен с пушкинскими стихами, создавая «вишенку на торте» спектакля – соединенные реальность и фантасмагория.
«Это спектакль про людей, про старость и молодость, про случай и нежелание стареть» - главные слова Азарова о премьерной постановке на Таганке.
Отличная работа художника по свету (Иван Виноградов), чувственная «рука» композитора (Кирилл Таушкин), великолепные идеи художника по костюмам (Мария Данилова), уникальный «след» специалистов по саунд дизайну (Антон Фешин, Варвара Курченко, Гарольд Панкратов) – все это добавляют «загадочности и зловещности атмосфере спектакля», вызывая у зрителей противоречивые чувства.
Пять карточных столов, десяток стульев, белые «кафельные» стены, девять стильных оконных проемов(в которых также происходит действо), несколько плафонов и современные костюмы героев – такова «разблюдовка» бессмертного пушкинского произведения на основной сцене легендарного театра.
Главная роль у худрука «Театра на Таганке» Ирины Апексимовой. Ее «Пиковая дама» уж точно необычна, величественно великолепна, неотразимо современна (один кожаный эротический костюм чего стоит), актерская игра Апексимовой - «украшение сцены и постановки». Нереально правдивый переход от дряхлой старушки с «надтреснутым голосом» к сногсшибательной даме, которая будоражит умы, сердца и души не только героев спектакля, но и зрителей в зале.
«Пиковая дама» - путь героя Германа («точное попадание» Александра Зарядина) - история его трансформации, начиная с «холодного расчётливого наблюдения, через потерю покоя, наваждение и одержимость до полного обмельчания и безумия». Томский (Филипп Котов), внук Графини – зловещий альфа-самец «с лёгкой дисфункцией слёзной железы». Алексей Финаев-Николотов в образе Сурина актерски хорош, изображая задиру всех и вся. Образ Лизы (Александра Хованская) получился двояким: нежным, но с твердым внутренним стержнем. Её «корёжит весь спектакль», она «клубок зажатых эмоций» - так Пушкин «создал жертву».
Авторский стиль режиссера Дениса Азарова чувствуется во всем, начиная от сценографии и заканчивая подбором актерского состава - один только «добрый ангел», помощник Графини, чего стоит в образе невидимки с рюкзаком. Помимо вышеупомянутых – Павел Комаров, Никита Лучихин, Максим Михалев, Олег Соколов, Василий Уриевский, Баин Бовальдинов, Андрей Сычев и Всеволод Кремер.
Музыка в «Пиковой даме» в стиле электро-рок – полноправный «игрок», сопровождающий действия на сцене, с эстрадными номерами у ретро-микрофона. Спектакль – как ГИМН пушкинской поэзии: его произведения поют, нашёптывают в микрофон, и как апофеоз - говорят бессмертными строками великого поэта.
Да, «Пиковая дама» на Таганке – далеко не классика, да и Графиню в супер откровенном кожаном белье не все примут, но для любителей «посмотреть на что-то незыблемое под новым углом зрения» - самое то.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба театра на Таганке.