«Это “Гибель богов“ нашего поколения, с нашей скоростью, с нашими моментами напряжения, нашей нервной энергией. Но ничто не является метафорой, все – реальность», - так «презентуется» опера Джона Адамса «Доктор Атом» на сайте Новой Оперы.
Именно этой премьерой открылся Крещенский фестиваль 2023 в одном из красивейших театров Москвы. Музыкальный руководитель и дирижер - Федор Леднёв. Режиссер - Алексей Вэйро. Хормейстер - Юлия Сенюкова. Художник по свету - Майя Шавдатуашвили. Главная партия - баритон Дмитрий Зуев. Остальные исполнители: Константин Федотов, Дмитрий Бобров, Екатерина Мирзоянц, Александра Саульская-Шулятьева, Андрей Борисенко, Дмитрий Орлов, Антон Бочкарёв и артисты хора.
Уникальные голоса артистов, невероятные декорации, оригинальность сюжета, потрясающая музыка и эксклюзивность премьеры – все это помогает зрителям и слушателям пережить драматическую историю о вечных ценностях, добре и зле, торжестве справедливости и чести. А главное – задуматься над тем, что мы творим с миром и друг с другом.
«Доктор Атом» Джона Адамса – это более пяти сотен страниц партитуры (дирижер их торжественно поднял над головой после окончания оперы), основанной на реальных событиях. 1945 год, полигон в штате Нью-Мексико - испытание первой в мире атомной бомбы.
«Научное открытие, которое повернулось таким образом, что оно может повредить людям. И здесь дилемма: ученые работают, для того, чтобы сделать мир лучше, а в итоге рождается что-то, что может мир разрушить. Вот, наверное, об этом», - поведал журналистам перед премьерой дирижер Федор Леднёв.
В основе либретто - письма военного времени, рассекреченные правительственные документы, мемуары, а также древние индийские тексты, поэзия Шарля Бодлера, Джона Донна. И все это через противоречивый и довольно жесткий музыкальный язык оперы, да еще и на английском языке.
Партия главного героя (физик-теоретик Роберт Оппенгеймер) за Дмитрием Зуевым, который идеально «перепевает» разговорный текст буквально в сумасшедшем ритме. Два красавицы Екатерина и Александра дополняют друг друга, а мужчины-певцы Федотов и Бобров наоборот, как бы соперничают на сцене. Все партии премьерной оперы – это один сплошной ноктюрн, но далеко не лирический, а «атомный».
Звучание оркестра невероятно талантливо, электронные технологии супер инновационные, звуковая палитра с сиренами и ракетами – все это «тонет» в жуткой давящей тишине, которой заканчивается опера.
Многоминутные овации переполненного зала, цветы и слезы от поклонников, обсуждение премьеры в фойе и по дороге к метро и вопрос, который беспокоит буквально каждого: «Зачем ТАКОЙ атом?».
Сабадаш Владимир.
Фото – Анна Духон.