Премьера спектакля «Старший сын» в Театре Олега Табакова: «Каждый человек родится творцом…»

Новости

Премьера спектакля «Старший сын» в Театре Олега Табакова: «Каждый человек родится творцом…»

Премьера спектакля «Старший сын» в Театре Олега Табакова: «Каждый человек родится творцом…»

Произведения Александра Вампилова стали классикой  двадцатого века и сейчас, в двадцать первом столетии, не утрачивают свою актуальность и глубину. 7 и 8 сентября Театр Олега Табакова открыл сезон премьерой спектакля «Старший сын», который будет идти в камерном пространстве сцены на Чистых прудах.

Сюжет одной из самых известных пьес Вампилова нам хорошо знаком, однако режиссёру Алёне Лаптевой удалось найти в произведении такие интонации и формулировки, которые в наше динамичное время зазвучали по-особому остро и трепетно.

Два молодых человека, опоздавших на последнюю электричку, в поисках ночлега звонят в дверь первой попавшейся квартиры. Чтобы их оставили переночевать, один из них представляется сыном хозяина, о котором тот не подозревал. Хозяева квартиры ему верят и принимают парней, в прямом смысле слова, как родных. Так у отставного музыканта Сарафанова появляется старший сын, а у его детей – старший брат. Новоиспечённый «сын» Бусыгин даже не подозревает, сколько сюрпризов всем обитателям квартиры Сарафанова и ему самому готовит этот легкомысленный и отчаянный ночной визит.

Режиссёр Алена Лаптева: «Вампилов — драматург, который всегда современен. Из тем, затронутых  им в пьесе «Старший сын», а их много, можно выбрать любую, и она будет актуальна. Мне была интересна история того, как чужой, посторонний человек становится родным. Как можно принять такой поворот событий не в теории, а на практике, как происходит это срастание. «Все люди братья» не только название неоконченной оратории Сарафанова, это принцип его жизни». 

Жанр пьесы Вампилова - комедия, и в спектакле Алёны Лаптевой много доброго юмора и искренней иронии, но гораздо больше в этой постановке - трогательной философии, тонкой лирики и глубинных размышлений о природе человека и вечных морально-нравственных ценностях.

В этом спектакле каждый зритель найдёт что-то своё, то, что затронет его личные струнки души и сыграет на них свою ораторию, которая будет резонировать в глубину сердца и подсознания.

Полноправным героем действия является Дом - неслучайно одним из главных смыслов пьесы Вампилова, наряду с постулатом «Все люди братья», является незыблемость семейных ценностей и тепла домашнего очага.

Согласно концепции сценографа Сергея Тырина, на сцене лаконично и ёмко развернулся дворик и две квартиры героев. Ветхая скамейка, потёртая бельевая верёвка с прищепками, периодически распахивающиеся окна квартир…

Во дворе на неровной мостовой дорожке под водосточной трубой образовалась лужа, куда периодически норовят наступить герои. Но, наступив в лужу, можно всего лишь промочить ноги, а вот последствия от нелепой шутки или опрометчивого поступка могут быть гораздо более серьёзными.

Это хорошо понимает Владимир Бусыгин (актёр Артур Касимов), который с лёгкой, а точнее - с легкомысленной руки своего случайного попутчика Сильвы (Павел Шевандо), играет роль сына совершенно незнакомого человека - первого встречного мужчины, Андрея Григорьевича Сарафанова (Заслуженный артист России Сергей Беляев).

Сначала студент уверен, что моральный облик Сарафанова, заглядывающего ночью в гости к молодой привлекательной девушке, отнюдь не благопристоен, поэтому Владимир подыгрывает Сильве в обмане, невольно желая отомстить в лице Андрея Григорьевича своему отцу, которого Бусыгин  никогда не видел. Но в ходе развития событий, когда парень близко знакомится с Сарафановым и его семьёй, ему становится по-настоящему стыдно, что он вынужден их обманывать. «Не дай бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову», - совестливо восклицает герой. 

Пытаясь найти ночлег в чужом дворе и согреться, Бусыгин обретает по-настоящему родных людей, духовно и душевно, и во многом находит самого себя. Порядочный, справедливый, честный парень проявляет искреннее участие и сочувствие к, казалось бы, посторонним людям, они становятся ему близкими и родными. Да, по крови они не родственники, но между людьми существуют узы, которые гораздо более прочнее кровных.

Андрей Григорьевич Сарафанов - олицетворение человека, который смог сохранить в себе ребёнка и остаться по-детски непосредственным, восторженным, мечтательным и наивным, верящим в то, что «Все люди братья», а человек человеку друг!

Андрей Сарафанов: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него».

Два человека разных эпох и поколений, Сарафанов и Бусыгин, покоряют своей простотой, отсутствием подлости и злобы.

Симпатию вызывают и дети Сарафанова: Васенька (Павел Чернышев) - парень, с юношеским максимализмом, радостно принимающий появившегося из ниоткуда старшего брата, очаровательная Нина (Наталья Попова), искренне переживающая предстоящую разлуку с отцом. Взаимный интерес, возникающий между Ниной и Бусыгиным, говорит об искренности чувств и способности любить без оглядок и условностей, без расчётов.

Интерьер квартиры Сарафановых также узнаваем - старый диван, всем знакомые часы с кукушкой, светильник и семейное фото отца со своими детьми, которым он посвятил всю свою жизнь. Среднестатистическая квартира обычной семьи, со своими проблемами и радостями, мечтами и невзгодами…

В героях «Старшего сына» ярко прослеживается диссонанс людей и ментальная и моральная пропасть между ними: наивный и добрый Сарафанов, порядочный, совестливый Бусыгин, порывистый юноша-максималист Васенька, не зачерствевшая и ещё способная мечтать Нина и модный во всех отношениях Сильва, гипертрофированно правильный Кудимов (Максим Сачков/Севастьян Смышников) и не обременённая высокими нравственными нормами Макарская (Арина Автушенко).

«Свои» люди и «чужие», романтики и циники, мечтатели и прагматики

Уверенный, целеустремлённый, лёгкий в общении и в жизни Сильва, в прекрасном воплощении Павла Шевандо, словно отражение «прогрессивного» человека, который идёт по жизни легко и не задумываясь, для него нет принципов, запретов и табу, он равнодушен к чувствам других. Душа компании, весельчак и балагур - таких любят женщины, ценят руководители, уважают мужчины, но, например, в разведку с таким не пойдёшь никогда и тайну такому человеку не доверишь, да и вообще постараешься не иметь с ним никаких дел.

Только таких Сильв среди людей много, как и вечно спешащих фанатов тайм-менеджмента Кудимовых, который врывается в действие на мотоцикле, своей «единственно верной правдой» нарушает гармонию и покой героев и также стремительно исчезает. Если Нина таки выйдет за него замуж, едва ли она будет с ним счастлива.

В прихожей у Макарской висит портрет «Неизвестной». Картина русского художника Ивана Крамского словно бы говорит нам, что Макарская даже для себя самой является загадкой. Молодая женщина не очень понимает как ей жить: «Свет раскололся пополам: на женихов и нахалов. С женихами — скука, с нахалами — слезы. Вот и поживи!»

Даже внешность этих трёх персонажей отличается - и одежда, и причёски у них современные, трендовые, в отличии от Сарафановых и Бусыгина.

С восхищением отметим весь актёрский ансамбль спектакля - каждый актёр проживает на сцене характер своего персонажа во всей амплитуде эмоций и каждый тонко чувствует своего партнёра, как учил Великий Олег Павлович Табаков.

К слову, фамильная серебряная табакерка, которую Сарафанов дарит старшему сыну, очень атмосферна и символична - атрибут преемственности поколений и незыблемости традиций.

Одна фраза из диалога Сарафанова с соседом (актёр Алексей Усольцев), который согласно сценографии Алёны Лаптевой рефреном повторён в начале и в конце спектакля, на наш взгляд, раскрывает не только драматургию пьесы, но и её невероятную важность и необходимость сейчас, когда «в грохоте и ритме века так сложно остаться Человеком».

Когда и как добро, доверие, милосердие и сострадание в людях вдруг стало проявлением странности, ненормальности, «блаженности», а таких открытых, искренних, душевных людей, как Сарафанов, стали считать «не от мира сего». От какого такого мира?

Мира, где всё покупается и продаётся, где меркантильность важнее порядочности, а  в чести ложь, лукавство, расчёт и интриги? Где «на коне» и  на «плаву» Сильвы (символично, что профессия героя - торговый представитель), который может купить и продать не только вещи, но и людей, чувства, отношения…

Конечно, в наше преступное время неразумно и нерационально впускать в дом незнакомых людей и раскрывать им душу (и не стоит этого делать), но совсем терять веру в человечество нам никак нельзя.

У замечательного русского поэта Андрея Дементьева есть стихотворение, написанное на рубеже веков, в 1999 году:

«Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все-таки их большинство».

Хочется верить и надеяться, что после просмотра спектакля «Старший сын» многие из нас по-другому взглянут на своё окружение и на самих себя, вспомнят, что доверие, добро, искренность, милосердие и бескорыстие - это неотъемлемые качества человеческой души, которые и делают нас людьми!

В финале постановки в концептуальном рисунке повторена первая сцена, только в этот раз персонажи Вампилова разминулись на дороге судьбы в тот вечер, так и не встретившись и не обретя родственную душу…

Но, в отличии от героев пьесы, у каждого из нас есть шанс: остановиться, осмотреться и найти близких до духу людей.

В ближайшие месяцы с героями «Старшего сына», а, может быть, и с самим собой, можно встретиться: 19 и 26 сентября, 7,21 и 26 октября.

Давайте не будем «хоронить» хороших людей внутри себя, прочно замуровывая их в бетонные стены цинизма и равнодушия, а постараемся помнить, что «все люди - братья!» И пусть «тонкая душевная организация нам никогда не выходит боком», а странных и нелепых, но добрых и отзывчивых Сарафановых будет больше на нашей планете!

 

Автор:  Бурулёва Юлия

Фотографии: пресс-служба Театра Олега Табакова

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь