Пушкинский музей открывает выставку изобретателя фотографии Тальбота

Новости

Пушкинский музей открывает выставку изобретателя фотографии Тальбота

06.02.2018
Пушкинский музей открывает выставку изобретателя фотографии Тальбота

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина представит во вторник первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота (1800-1877).

На выставке представлены около 150 авторских отпечатков и негативов из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне, а также устройства для создания изображений - камера-обскура и камера-люцида - из собрания Политехнического музея в Москве.

"Выставка, которую мы открываем сегодня, - это исключительное событие. Нам очень хотелось это донести до наших зрителей, что это фантастический повод увидеть вещи, которые не удастся, может быть, увидеть второй раз в жизни. А увидеть их необходимо для того, чтобы понять, что из чего растет, какие цветы первыми поднимаются на поверхность, после которых возникает все остальное", - отметила директор Пушкинского музея Марина Лошак.

По ее словам, имя Тальбота в истории фотографии так же значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи - "благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности".

Изобретение калотипии

Аристократ и ученый Тальбот начал эксперименты по созданию фотоотпечатков на бумаге в 1834 году в родовом поместье - аббатстве Лакок. В 1835 году он смог получить на светочувствительной бумаге позитивное изображение с бумажного негатива, что позволило тиражировать снимки. Тальботу удалось разработать простой и недорогой фотографический процесс, который был назван тальботипия или калотипия (греч. kalos - красивый и typos - отпечаток), он был запатентован в 1841 году.

Именно калотипия, предполагающая создание негативов и множества позитивных отпечатков, легла в основу современных фотографических процессов. Научное открытие Тальбота стало не только прорывом в технологии создания снимков, но и определило развитие искусства фотографии. В отличие от точных и четких дагерротипов, калотипные снимки обладали особой живописностью - благодаря этому фотография перестала восприниматься исключительно как процесс фиксации реальности.

В 1844 году Тальбот издал альбом "Карандаш природы" с оригинальными отпечатками, сопроводив их комментариями, в которых описал свое открытие и рассказал о потенциальных возможностях фотографии как искусства. Весь спектр жанров фотографии - пейзаж, натюрморт, портрет, жанровые сценки - был представлен в альбоме. Экспозиция включает работы, созданные в 1840-1846 годах, в том числе отпечатки из альбомов "Карандаш природы" (1844) и "Солнечные картинки Шотландии" (1845).

Подготовка к выставке

Директор музея отметила, что подготовка к осуществлению проекта заняла шесть лет. "Мы здесь можем увидеть вещи абсолютно легендарные - вещи, с которые были началом всему последующему. 150 отпечатков - это невероятное событие, поскольку многие из них не стойкие, они исчезают со временем. Мы получили наилучшего качества экземпляры, что говорит, безусловно, о доверии к нам как институции, к миру культуры, который мы представляем", - поделилась Лошак.

Куратор выставки, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Аверьянова отметила, что этот долгий проект является очень ответственным для музея, и поблагодарила своих коллег в Брэдфорде, с которыми музей вел "достаточно сложную переписку". "Необходимо было доказать нашу состоятельность с точки зрения культурной институции, связанную с возможностью не только экспонировать такие уникальные вещи, но и понять этого художника и фотографа", - сказала Аверьянова.

Она подчеркнула важность выставки, поскольку, по ее словам, открытие Тальбота сопровождалось формированием иного взгляда на фотографию, утверждающего ее самоценность. Теперь фотография рассматривалась с эстетической точки зрения в противоположность прикладным функциям, подчиненным логике, полезности и выгоде, как было ранее. "Именно калотипия поставила водораздел между художественной фотографией и коммерческой, когда люди XIX века начали задумываться о том, что фотография может быть художественным явлением", - пояснила Аверьянова.

В рамках выставки также пройдет образовательная программа: встречи с куратором Ольгой Аверьяновой и научными сотрудниками музея, лекции Алексея Логинова - одного из крупнейших российских исследователей истории фотографии, Александры Зиновьевой - специалиста по истории европейской литературы XIX-XX веков, Ирины Чмыревой - искусствоведа, куратора фотографических выставок.

Выставка открыта для посетителей до 8 апреля 2018 года.

Источник: tass.ru

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь