«Разжимая кулаки» – второй полнометражный фильм режиссёра Киры Коваленко

Новости

«Разжимая кулаки» – второй полнометражный фильм режиссёра Киры Коваленко

«Разжимая кулаки» – второй полнометражный фильм режиссёра Киры Коваленко

«Разжимая кулаки» – второй полнометражный фильм режиссёра Киры Коваленко («Софичка»), выпускницы Кабардино-Балкарской мастерской Александра Сокурова, до смешного напоминает больше списанную у одногруппника Кантемира Балагова («Теснота», «Дылда») "курсовую", нежели самобытное и осознанное произведение. И связано это не с тем, что Балагов и Коваленко учились вместе у одного мастера, и даже не с общей тягой режиссёров показывать и рассказывать о преимущественно бытовых моментах – всё же именно такую сверхзадачу в своих учеников Сокуров и закладывал. Проблема состоит в том, что «Разжимая кулаки» – это та же самая «Теснота» 2017 года с теми же самыми сценами, эпизодами и тональностью, но рассказанная через призму женского мировоззрения, благодаря чему картина у Коваленко получилась более мягкой и чуткой, чем у Балагова, а её гуманистический посыл менее нарочитым.

Центральная героиня по имени Ада (Милана Агузарова) живёт со своим отцом и двумя братьями в маленьком североосетинском шахтёрском городке Мизур, расположенном между отвесными скалами. Хоть девушка уже и стала взрослой, отец всё ещё воспринимает её как маленького ребёнка, а потому старается контролировать каждый шаг. И если поначалу всё это выглядит как гиперопека, появившаяся в следствии предрассудков со стороны мужчины, очень быстро режиссёр даёт понять, что незнающая границ забота со стороны главы семьи – последствия трагических событий, оставивших Аду со шрамами на теле и повреждёнными органами до конца жизни.

И хоть при подобном описании истории главная награда в Особом взгляде Каннского кинофестиваля и начинает выглядеть как приз, который вручили исключительно из-за центральной темы, Коваленко намеренно не пыталась играться с трендом на феминистическое кино. «Разжимая кулаки» вообще очень и очень трудно можно назвать фильмом феминистическим – он, скорее всего, именно гуманистический, нежели политический, ибо режиссёр не делает женщину угнетённой и несчастной по вине грубых, злых и ослеплённых патриархальными устоями мужчин. Нет, мужчины у Коваленко такие же добрые, полные любви и тепла сломленные люди, как и их несчастные женщины, с которыми попросту не знают, как правильно обращаться, представители сильного пола. Это же отражается и в борьбе Ады со своим отцом – режиссёр ведёт историю не в сторону накала напряжения между женщиной и мужчиной, а к смягчению конфликта.

«Разжимая кулаки» – кино не о том, как бравая феминистка пытается дать бой патриархату и после череды неудач сдаётся. Это фильм о принятии и о том, что если далеко не каждый человек способен пережить рабство, то вот свободу – уже никто не в силах. Потому «Кулаки» не о борьбе, а о примирении. Кира Коваленко рассказывает о том, как взрослый мужчина испытывает страх за жизни своих детей, поэтому и пытается контролировать их. Ада, мечтающая о любви и надёжном мужчине рядом, не понимает своего отца, ведь смотрит на мир через призму своего ещё юного сознания. Она ещё не успела набить себе шишки, хотя шрамы на её теле уже давно погубили в ней ребёнка. Главная героиня мечтает вырваться за пределы бетонных многоэтажек, что режиссёр очень тонко отражает при помощи цветастого гардероба всех центральных персонажей.

Несмотря на серость окружения, герои одеваются в яркую одежду, что, с одной стороны, хорошо отделяет их фигуры от фона, а с другой – визуально показывает их желание сбежать из места, в котором они живут. И подобными деталями «Кулаки» и интересны прежде всего. Александр Сокуров смог не просто воспитать из своих учеников талантливых постановщиков, но и грамотно настроить прицелы молодым режиссёрам. Потому Коваленко ищет красоту в быту, аккуратно работает с цветом (не только в выборе одежды) и камерой, которая занимает позицию наблюдателя. Режиссёр словно намеренно не пускает зрителя в мир фильма, держа его на расстоянии, позволяя ему тем самым более объективно смотреть на происходящие события, не занимая какую-то из сторон. А съёмка на манер Cinéma-vérité на преимущественно широкоугольную оптику с закрытой диафрагмой создаёт иллюзию документальности, благодаря чему вера в столь кухонную историю у зрителя лишь усиливается.

Основная проблема у «Кулаков» заключается лишь в сырости сценария, из-за чего все сюжетные арки, кроме центрального конфликта Ады со своим отцом, не работают вовсе. Два брата главной героини – фикции, которые ничего из себя не представляют. Старший брат – типичный архетип старшего брата, младший – картонный образ младшего. Персонажам не хватает глубины или же уникальных черт в характере. Это же можно сказать и про любовный интерес Ады в лице озорного молодого человека, который сюжетно тоже представляет из себя функционального персонажа, чем полноценного героя второго плана. Да и в целом, несмотря на важность поднимаемых в фильме тем, «Кулаки» ощущаются очень беззубым кино. Кира Коваленко больше мусолит проблемы, чем борется с ними, приводя историю, в конечном счёте, хоть и к тривиальному, но к берущему за живое благодаря своей реалистичности и честности решению.

Оценка: 6 из 10

В прокате с 25 сентября

 

Мнение корреспондентов может не совпадать с мнением редакции!!!

 

World Podium © 2015 - 2020.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь