Представляем репертуар Театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского на заключительные дни ноября. В эти дни можно увидеть следующие спектакли: «Дядя Ваня», «Трамвай «Желание»», «Преображение», «Мать обвиняет» и «Отстранённая»
«Дядя Ваня» 22 ноября
Драма русских провинциалов, считающих, что жизнь их не состоялась и растрачена понапрасну. Для дяди Вани это ощущение усугубляется неразделенной любовью к женщине, которую судьба на короткое время забросила в захолустное поместье, где герой и его племянница десятилетиями работают, едва сводя концы с концами…
«Трамвай «Желание»» 23 ноября
И вот Теннесси Уильямс – с его чувственностью и откровенностью, вернее, с чувственной откровенностью. Да, сыгранная именно по-русски, эта пьеса и прочитана нами по-русски, ибо благодаря своей правде и человечности она, может быть, как никакая другая взывает к состраданию, сопереживанию, сочувствию, без которых настоящего русского искусства нет. В этом смысле Теннесси Уильямс – самый русский драматург среди американцев, и я не первый, кто это отмечает. Его близость к Чехову несомненна, и я не последний, кто на этом настаивает.
Мы делали историю про любовь, про невозможность любви и счастья из-за несходства темпераментов и судеб, из-за непреодолимой разницы между плебейством, переходящим в звериное жлобство, и стремлением к изысканной, но вздорной, склонной к бесплодному фантазерству жизни.
Наш спектакль потребовал некоторых вынужденных сокращений блистательного авторского текста, но сделано это с единственной целью – вывести на первый план наших Актеров, поскольку «Трамвай «Желание» – исключительно актерская пьеса. На это можно возразить, что любая пьеса – актерская, но зрители, пришедшие на наше представление, уверен, поймут, о чем я говорю. Мы провели подробнейшую проработку характеров, искали глубинные мотивировки и тончайшие переливы настроений и поведений персонажей, пытались открыть тайны их непредсказуемых слов и действий… Сейчас такая скрупулезная работа редка, но нам надо было добиться филигранности и точности в сознательно достоверной игре, убедительной и заразительной одновременно.
Наши Актеры, думается, справились со всеми запредельно высокими задачами, которые поставил перед ними великий Автор. Я в меру сил только содействовал этому.
«Все время говорят, говорят, говорят, что мои работы – слишком личностные; а я настойчиво парирую это обвинение, утверждая, что любой настоящий труд художника должен быть личностным, прямо или косвенно, должен отражать – и отражает – эмоциональное состояние своего создателя» - писал Теннесси в «Мемуарах» и добавлял, что сам был истеричен «в той же степени, что и Бланш» и так же то, что «она была демоническим созданием, интенсивность ее чувств оказалась слишком высока для нее, чтобы не соскользнуть в безумие».
«Преображение» 25 ноября
М. Розовский
Эту пьесу я написал во время проклятого ковида, в самый его разгар, когда нельзя было выходить из дома и настроение стало препаршивое. Уходили из жизни близкие друзья, не сделавшие прививки. Они в буквальном смысле оторвались от реальности. Их судьбы натолкнули меня на написание пьесы о поэтах Серебряного века – непредсказуемых и фантастически одаренных (в разной степени) поэтическим талантом, но почти все они погибли в мясорубке истории.
Почему? Ответ, надеюсь, вы найдете, став зрителями спектакля «Преображение» на сцене Театра «У Никитских ворот».
Оставаясь в пунктирных рамках стилизованной документальности, мы дали волю своей фантазии и сделали попытку чисто театрально выразить свое отношение к уникальным лицам-призракам Серебряного века в жанре трагикомедии, сплетенной с психологизмом.
Вот стишок, мною им посвященный:
Серебряный век был на вид серебристым.
Сверкнул и погас в небесах и со свистом.
Исчез, будто не был Серебряный век.
А с ним и его золотой человек.
Свечою одною не будешь согретым,
Замерзнешь во времени, ставший поэтом,
А дальше взлетишь, руками раскинув
И выгнув в полете крылатую спину.
Ты огненный ангел, ты нас ослепляешь
И в даль улетаешь…
И таешь, и таешь…
«Мать обвиняет» 26 ноября
Художественный руководитель театра Марк Розовский предлагает вниманию зрителя собственную версию известной пьесы чешского драматурга Карела Чапека «Мать». Созданная в 1937 году, она стала итоговым произведением в творчестве писателя. Жестокая пьеса произвела фурор. Она призывала защищать мир и свободу, отстаивать их с оружием в руках, бороться с фашизмом, который в то время поднимал голову в Европе.
«Мать обвиняет» - пронзительный спектакль, монолог женщины, пять сыновей и муж которой борются и погибают… Марк Розовский впервые поставил «Мать обвиняет» во МХАТе по приглашению Олега Ефремова более 30 лет назад. Спектакль стал сенсацией и имел огромный успех не только у московского зрителя, но и за рубежом. Современные реалии делают нынешнюю постановку совершенно необходимой, придают ей остроту и злободневность. Монолог Матери звучит в исполнении ведущей актрисы театра «У Никитских ворот», заслуженной артистки РФ Марины Кайдаловой.
«Отстранённая» 30 ноября
Марк Розовский о спектакле:
«Пьеса Джорджа Бранта исследует этот самый «человеческий фактор» в обстоятельствах насилия и боевой схватки с врагом не на жизнь, а на смерть.
«Другая война» открывает нам совершенно новый женский образ, который мечется между своей личной жизнью, полной счастья, любви и материнства, и жесткой обязанностью одновременно быть на страшной войне с кровавым терроризмом, этим мировым злом, несовместимым с гуманностью и моралью. Как противостоять этому, чтобы остаться человеком?
Наш спектакль именно об этом. Актерская работа Натальи Барониной мне кажется выдающейся. Впрочем, хочется верить, что и зритель наш будет такого же мнения.»