На ВДНХ в павильоне № 26, где разместилась экспозиция Политехнического музея, откроется выставка «Руссо-Балт. Первый. Легендарный», посвящённая первому российскому серийному автомобилю — «Русско-Балтийскому». Посетители выставки увидят единственный в мире сохранившийся легковой автомобиль этой марки — «Руссо-Балт» модели К12-20 1911 года выпуска, который сейчас хранится в коллекции Политеха, а также редкие ретромобили компании Bugatti.
История «Руссо-Балтов», начавшаяся в 1909 году, была недолгой, но славной. В производстве «Руссо-Балтов» применялись передовые для своего времени технологии. В частности, на автомобиле модели К12-20 впервые в нашей стране был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Автомобиль развивал скорость до 60 км/ч. На К12-20 ездили великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эммануил Нобель.
«Руссо-балты» не уступали зарубежным моделям ни в скорости, ни в проходимости, ни в надёжности. На них путешествовали по Европе и Африке, побеждали в международных ралли и перевозили раненых. К сожалению, производство «Руссо-Балтов» было прекращено в первые годы советской власти.
До наших дней дошёл только один экземпляр легкового «Руссо-Балта» — и он хранится в Политехническом музее. Этот автомобиль обнаружили в 1963 году в городе Кимры Тверской области. Машина принадлежала механику по паровым котлам Александру Орлову. Он купил автомобиль в 1929 году и ездил на нём, пока не стёрлись шины. В 1941 году Орлов ушёл на фронт. Зимой в системе охлаждения оставленного в дровяном сарае «Руссо-Балта» замерзла вода, и двигатель пришёл в негодность. В 1966 году «Руссо-Балт» приобрела Киностудия имени Горького, и в том же году его выкупил у студии Политехнический музей. Машину отреставрировали в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, и вскоре она заняла своё место в экспозиции.
Этот экспонат и стал главным на выставке, где также будут представлены шасси «Руссо-Балт» С24-30, автомобили Peugeot Bébé BP1 (Bugatti Type 19 Bebe), Bugatti Type 57. Посетители узнают много нового не только о самих автомобилях, но и о людях, которые их создавали, об их месте в культуре ХХ века, о различиях и сходствах двух автомобильных марок на перипетиях исторического пути.
«Выставка начнёт работу в день рождения Политехнического музея 12 декабря и расскажет о золотой эре автомобилестроения, когда самые смелые инженерные мечты воплощались в жизнь, а автомобиль был не только средством передвижения, но и символом технического прогресса и превосходства инженерной мысли, — говорит куратор выставки Сергей Рыков. — Нам хотелось, чтобы посетители попытались ответить на некоторые вопросы: если бы не перипетии ХХ века, какой могла быть история “Руссо-Балта” в золотые для автомобиля 30-е годы? Мог бы “Руссо-Балт” стать таким же гиперкаром, как современный Bugatti?»
Сравнение выбрано неслучайно. Этторе Бугатти построил свой первый гоночный автомобиль в том же 1909 году. У марок-ровесниц много общего. И Русско-Балтийский завод, и компания Bugatti, помимо автомобилей, занимались железнодорожной техникой и авиацией. Выпуск автомобилей Bugatti, как и «Руссо-Балтов», прекращался. Но европейская марка сумела возродиться, и сейчас Bugatti — символ скорости и успеха. Многие автомобильные историки считают, что заложенный создателями «Руссо-Балта» потенциал мог быть реализован по схожей модели.
Даты: с 12.12.2019 по 27.01.2020, время работы: вт–пт 11:00–19:00, сб–вс 11:00–21:00.