К 100-летию Вахтанговского театра режиссёр Ася Князева выпускает документальный спектакль «С художника спросится» о Леопольде Антоновиче Сулержицком – учителе и духовном наставнике Е.Б. Вахтангова. Автор сценической композиции - Елена Дунаева. Идея создания спектакля - Маргарита Литвин. Сценография и костюмы - Максим Обрезков. Музыкальное оформление - Николай Чермошенцев. Художник по свету - Михаил Хвастунов. Помощник режиссёра - Рогнеда Смирнова
В спектакле играют: Евгения Ивашова, Владимир Логвинов, Елизавета Палкина, Артём Пархоменко, Алексей Петров, Эльдар Трамов.
Премьера спектакля «С художника спросится» состоится 17 декабря на Симоновской сцене (зал «Амфитеатр») и будет приурочена к 105-летию со дня смерти Л.А. Сулержицкого – уникального Человека и Педагога.
«Если бы Сулер жил дольше, он стал бы, как мне кажется, третьим вождём Московского Художественного театра. Сознание невозможности творить и жить в искусстве без объединяющей коллектив идеи было главным наследием Сулера».
Вадим Шверубович, заслуженный деятель искусств РСФСР, театральный деятель, педагог.
«Ушёл наш учитель» – писал Евгений Богратионович Вахтангов своим ученикам в 1916 году. Своим учителем Сулержицкого (в дружеском кругу – Сулера) называли многие вахтанговцы и мхатовцы. В общении с ним нуждались Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький... Без Леопольда Антоновича не было бы ни системы Станиславского, ни Вахтанговской студии.
Основанный на документах и письмах спектакль «С художника спросится» (Вахтангов.doc) возвращает его светлое имя широкому кругу зрителей и обращается к началу великой истории.
Ася КНЯЗЕВА, режиссёр спектакля «С художника спросится» – театральный человек в третьем поколении, она достойно продолжает традиции славной династии. Её дед – режиссёр, народный артист РСФСР Александр Леонидович Дунаев, мама – доктор искусствоведения, заведующая кафедрой Театрального института им. Б.В. Щукина Елена Дунаева, отец — народный артист России Евгений Князев.
В 2013 году окончила продюсерский факультет ГИТИСа. В качестве ассистента режиссёра Бориса Юхананова работала в «Электротеатре». Училась в L’Accademia dei Filodrammatici («Академия Филодрамматичи», Милан). В 2019 году окончила режиссёрский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина (курс Сергея Яшина).
Её режиссёрским дебютом на Вахтанговских подмостках стал спектакль «Волшебный театр Андерсена» (Симоновская сцена, 2020). Она была незаменимым помощником (ассистент и переводчик) итальянских режиссёров — Луки де Фуско («Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо) и Джорджо Сангати («Новая квартира» К. Гольдони). А её дебют как актрисы в роли Джульянеллы («Суббота, воскресенье, понедельник») отмечен многими театральными критиками. С выпускниками Щукинского института (курс имени Владимира Поглазова) поставила спектакли «Идеалисты и циники» по рассказам А.П. Чехова, «Без кофеина и никотина» по современной драматургии.
Леопольд Антонович СУЛЕРЖИЦКИЙ – театральный режиссёр, художник, педагог, общественный деятель.
15 (27) ноября 1872 г.– 17 (30) декабря 1916 г.
Л.Н. Толстой сказал о нём: «Ну, какой он толстовец? Он просто – «Три мушкетёра», не один из трёх, а все трое!»
Он не учился ни актёрскому мастерству, ни режиссуре, но природная одаренность, тонкое понимание театра, мироощущение, сформировавшееся под мощным влиянием Льва Толстого, с которым он был близко знаком, незыблемые этические правила жизни, вера в доброе начало в человеке и понимание необходимости нравственного изменения себя и окружающего мира, сделали его человеком, оказавшим огромное влияние на К.С. Станиславского и формирование его методики, знаменитой системы работы актёра над собой и над ролью. Он был душой 1-ой студии МХТ, которая дала мировому театру таких гигантов как Михаил Чехов и Евгений Вахтангов. А для Вахтангова он стал главным учителем, определившем весь его творческий путь.
Сын переплетчика, Леопольд Сулержицкий, Сулер, как его называли близкие, рано выучился читать и запоем поглощал книги. Его образование – 4 года на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния, зодчества. Неожиданных поворотов его жизни хватило бы не на одну судьбу. Он учил крестьян, два года был матросом, побывал в Японии, Китае, Индии, Сингапуре, Стамбуле. Организовал отправку духоборов в Канаду и их обустройство на новом месте. За отказ служить в армии (последователь Толстого, он был пацифистом) попал в психиатрическую лечебницу, затем на службу в самую южную точку Российской империи, Кушку, где подорвал своё здоровье, заработал нефрит, ставший причиной его смерти.
Сулержицкий подружился с А.П. Чеховым, М. Горьким, сблизился с МХТ, проявив недюжинный талант, стал режиссёром и помощником Станиславского, соавтором таких постановок, как «Синяя птица» и «Гамлет».
Преподавал в частной театральной школе А.И. Адашева, где познакомился с Евгением Вахтанговым. Именно Сулер способствовал превращению самоуверенного франта в глубокого, тонкого художника, настоящего строителя театра, воспитателя актёров, ставших блестящими мастерами и прославившими театр его, Вахтангова, имени.
Обладавший невероятным жизнелюбием, неиссякаемой энергией, веселым юмором, он, по словам Горького родился, чтобы «праздновать бытие».