Режиссёр Дамир Салимзянов в театральном мире считается мастером комедий, в его багаже уже более ста постановок в этом любимом и зрителями жанре. Театр имени Ленсовета тоже умеет с куражом сочинять и играть комедии. А итальянские – в особенности. История «ленсоветовской» сцены в «золотом фонде» имеет постановки Игоря Владимирова – «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо (с уникальным Анатолием Равиковичем в главной роли), «Любовь до гроба» Альдо Николаи (с только-только пришедшим в труппу молодым и ярким артистом Семёном Стругачёвым). И вот снова на сцене театра – лихая и азартная итальянская комедия.
Санкт-Петербургский Академический театр имени Ленсовета
ПРЕМЬЕРА
10 и 11 июня
Джулио Скарниччи, Ренцо Тарабузи
СИНЬОР ИЗ ВЫСШЕГО ОБЩЕСТВА
Комедия в 2-х действиях
Перевод с итальянского и редакция Дамира Салимзянова
Режиссёр-постановщик – заслуженный артист Удмуртской Республики, заслуженный
деятель искусств Удмуртской Республики Дамир Салимзянов
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России Мария Брянцева
Художник по свету – заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург
Композитор – заслуженный артист России Евгений Стецюк
Популярная пьеса Джулио Скарниччи и Ренцо Тарабузи написана в 1956 году. Для спектакля режиссёром Дамиром Салимзяновым был сделан новый перевод и сценическая редакция этой классической итальянской комедии положений.
Главный герой синьор Леонидо Папагатто – завсегдатай публичных светских мероприятий. Используя свое фантастическое обаяние, знание законов психологии, он непринужденно общается с богатыми гостями и тайком уносит с пышных столов деликатесы, чтобы потом их продать и обеспечить семью. Но наступает момент, когда гениальный авантюрист понимает, что растрачивает свои таланты впустую… Новая афёра оборачивается непредсказуемым результатом. Безусловно, Леонидо - артистичная натура, способен всё вокруг превратить в Театр имени себя. Его труппой становятся не только члены семьи, но и все, кто случайно оказался поблизости. Выбор исполнителя этой блестящей бенефисной роли – народного артиста России Семёна Стругачёва – уже художественное решение спектакля. У ведущего артиста театра давно не было на родной сцене яркой комедийной роли, в которой он может продемонстрировать все свои умения играть остро, на грани лирики и гротеска, создавать на сцене вихрь искромётных переживаний и неожиданных поворотов.
Рассказывает народный артист России Семён Стругачёв:
«Я думаю, что все персонажи, которых ты играешь, похожи на тебя, поскольку ты сам их создаешь. От себя не отойдешь: хоть ты играешь характерную роль, хоть не очень характерную. Я все роли делаю своими близкими. Обычно самая последняя - самая любимая, пока не появится новая роль. Два года назад я сроднился со своим Динкелем из «Фальшивой ноты», персонажем с глубокой драмой. А сейчас, конечно же, любимый персонаж – Леонидо Папагатто. Я до сих пор уверен, что сыграть трагедию легче, чем качественно и со вкусом рассмешить людей»
О том, как поставить успешную комедию, рассказывает режиссёр Дамир Салимзянов:
«Мне жанр комедии нравится с детства. В какой-то момент я понял, что это не низкий жанр, в качественной комедии происходит тот же самый катарсис, что и в трагедии, как мы помним из истории древнегреческой драматургии. Катарсис возможен не только от слез, а и от смеха. Было же две маски у греков: плачущая и смеющаяся. И принижать этот жанр ни в коем случае нельзя.
Комедия в репертуарном театре должна быть сделана качественно во всех элементах, это касается и манеры актерского существования, и декораций, и костюмов. Конечно, для комедии очень важно, чтобы она была смешной, иначе это не комедия. А из чего она состоит? Знаете, у одного американского комика есть фраза: «Разбирать шутку – то же самое, что препарировать лягушку» – это очень интересно и познавательно, но в какой-то момент она умрет. Здесь то же самое – если разбирать, из чего состоит комедия, если начать умничать по вопросу устройства и рождения шутки (есть ведь даже учебники и литература об этом!), как правило, юмор при этом исчезает. Конечно, комедийные ситуации – они в пьесе есть, репризы текстовые в наличии. Во время репетиций уже пересечена грань свободы, участники раскрепостились, начали предлагать, предлагать. Комедийное поле спектакля становится всё плотнее, юмор высекается уже не только из текста или ситуации, а еще и из того, как артист себя ведет внутри этой ситуации. Это и происходит сейчас на репетициях «Синьора из высшего общества», чему я очень рад.
Семен Михайлович Стругачёв играет ключевую роль в спектакле. Он фонтанирует предложениями, стал настоящим моим соавтором, его творческая энергия продуктивна. Причём придумывает не только для себя, а щедро раздаёт «вкусные» гэги и приспособления партнёрам. Он знает своих коллег, возможно в чем-то лучше меня понимает, как подсказать, как добиться результата. Очень важно – репетировать и играть комедию с удовольствием»
Вместе с Семёном Стругачёвым на сцене народные артисты России Олег Леваков и Евгений Филатов, заслуженные артисты России Александр Солоненко и Галина Субботина, артисты Кристина Кузьмина (артистка Театра им. В.Ф.Комиссаржевской), Владислава Пащенко, Марианна Коробейникова, Галина Журавлёва, Всеволод Цурило, Роман Баранов, Максим Мишкевич, Иван Шевченко, Владислав Ставропольцев, Иван Ерёмин.