Гарик Сукачёв выпустил в «Современнике» спектакль «Сашашишин» по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина, или История одного убийства», получившему премию «Русский Букер». «Саша в книге не инвалид, он поэт, от горя и бед реальности взросления поселившийся в детстве», - так говорит Саша Николаенко о своем герое. Рок-музыкант Гарик Сукачёв «прочел» в романе аутизм - герой премьерной постановки представляет мир таким, каким видят его особые люди. Это мир вечного детства, в котором прошлое и настоящее неотделимы, и сложно понять, происходит действие в реальности или в воспоминаниях, снах и фантазиях.
«Если говорить о самой пьесе, то она живет абсолютно своей жизнью, и не так, как живет роман. Все-таки то, над чем я работаю, является лиричной историей, которой, по сути, в романе нет», - резюмирует Гарик Сукачёв.
Во главе с Гариком Сукачёвым над постановкой работали хореограф Егор Дружинин, певец и композитор Петр Налич, экс-постановщик шоу Cirque du Soleil Павел Брюн. Сценограф Андрей Шаров воссоздал на сцене «Современника» дворовый каток с фигуристами и настоящий мотоцикл + деревянный шкаф в импровизированной прихожей, сервант, венский стул и стол со швейной машинкой, кресло и главный атрибут постановки - железная кровать на колесиках.
Главный герой живет с матерью (Елена Козина), набожной, но очень сварливой. Он беззаветно любит свою соседку Таню (Дарья Белоусова), с которой они дружили в детстве, ненавидит соперника в любовных делах Бобрыкина (Николай Клямчук) и мечтает его убить. При этом в душе он остается ребенком и по-прежнему может превратить варежку в лохматого щенка, а через бутылочное стекло увидеть волшебный Изумрудный город.
Дмитрий Смолев поразительно артистичен в образе главного героя. Уникальная манера речи, характерные движения рук, потрясающая мимика и резкие перепады настроения – несколько раз за спектакль создавалось впечатление, что на сцене актер с аутизмом. Смолев «рисует» многогранный и противоречивый характер героя так ярко, что его «старого» (героя в преклонном возрасте играет Василий Мищенко) легендарному актеру «Современника» не удается переиграть. Хотя, Мищенко – как всегда, неподражаем в своем профессионализме.
Действия в постановке происходят хаотично: то Саша Шишин (Василий Мищенко) - одинокий старик, к которому во сне (или в галлюцинациях) является его мать (прекрасная роль Елены Козиной). Как и прежде, она дает ему советы: как распознать, вещий сон или нет, какое мыло купить, напоминает, что надо надеть шапку, что нужно креститься, когда зеваешь, и про другие суеверия, которые занимали значительную часть ее жизни. А вот, Саша - еще мальчик, стеснительный, медлительный, зажатый. Во дворе он знакомится с Танюшей («многоуровневая» по своему таланту Дарья Белоусова) – невероятно активной девочкой, которая станет любовью всей его жизни, а пока что приглашает его в песочницу, есть картошку из камней и пить компот из одуванчиков.
Героев в детстве играют куклы. Эта постановка копродукция «Современника» и Театра кукол имени Образцова, и в ней принимают участие артисты-кукольники. И они делают это настолько хорошо, что плавные и реалистичные движения шарнирных Саши и Тани нивелируют «кукольность».
История, презентованная Сукачёвым на сцене «Современника» - о желании жить и любить, а также о болях и страхах, которые «сопровождают» эти желания. И пусть иногда обстоятельства бывают сильнее людей, а близкие превращаются во врагов (постепенно Саша приходит к мысли, что хочет убить не только Бобрыкина, но и мать) – но даже если ты «маленький человек», нужно ВЕРИТЬ в себя и радоваться жизни во всех ее проявлениях.
Ближе к концу спектакля уже постаревший Бобрыкин сам вручает Шишину веревку и письмо от любимой. Пока Саша читает написанные ею строчки, Таня появляется в дверном проеме ангелом в белой рубашке…
«Это история, с одной стороны, в общем, довольно трагичная, а с другой стороны, - она необыкновенно светла. И все-таки это то, что близко всем нам, - это любовь», - главные слова Сукачёва о премьерном спектакле.
Владимир Сабадаш.
Фото – пресс-служба театра.