«Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, наверное, одно из немногих детских произведений, которые возможно интерпретировать бессчётное количество раз. Ведь в книге столько загадок и недосказанности, что варианты развития событий, их предыстория, последствия, альтернативное восприятие может быть бесконечно разнообразным. Как «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова можно читать несколько раз, с каждым прочтением раскрывая смысл для себя иначе, так и в данном случае. Ставили на сцене «Алису в стране чудес» тоже не единожды. Почти в каждом театре Москвы встречается своя Алису, и у каждой есть особенности, возрастные ограничения, и привлекательные режиссерские находки.
Однако такую Алису, которую привез с гастролями Красноярский молодежный театр, вряд ли можно еще где-то увидеть. На этой неделе у московских зрителей была уникальная возможность познакомиться с настоящими бриллиантами Красноярского ТЮЗа.
Режиссер Даниил Ахмедов, а по совместительству художник спектакля, поставил «Алиsу» около десяти лет назад, в далеком 2015 году) по мотивам сказок Л. Кэрролла. Она до сих пор не потеряла свежести и актуальности, все так же восхищает зрителей, как и на первых показах.
Театральные премии сыпались на «Алиsу», как из рога изобилия. Она была отмечена спецпризом авторитетной «Золотой маской» в номинации «За яркий образец спектакля-феерии». Насколько лет назад театр с успехом привозил в ее в Москву, а сейчас феерично повторил опыт.
Сцена театра Вахтангова была специально переоборудована под постановку. В центре ближнего партера соорудили подиум, который стал важной частью действия. В фойе, еще до начала спектакля была создана атмосфера загадочности и таинственности, слышались голоса, шепот, клубился туман, готовя зрителя к тому, что скоро предстоит увидеть что-то совершенно необычное.
Алис в спектакле целых две, а временами даже больше. К уже взрослой Алисе (Елена Кайзер), чья жизнь приобрела серые краски, забылись игры, забавы, приключения, приходит маленькая Алиса (Ксения Бабкина), помогает вспомнить детство и сказку, скинуть серые одежды и серые будни. В любом возрасте надо верить в чудеса, создавать их самим и дарить близким людям. Первое чудо «Алиsы» то, что спектакль пластический, в нем нет слов, только язык мимики, жестов, танцев. Хотя Труляля и Траляля общались на своем выдуманном языке, а может и не выдуманном, потому что дети их прекрасно понимали. Отсутствие речи ничуть не ограничивало восприятие, наоборот, давало простор безграничной фантазии, а какая-то нереальная, умопомрачительная, восхитительная музыка Евгении Тереховой вызывала приятную дрожь и вопрос, неужели человек способен создать такую магическую красоту. Декораторы так же потрудились над созданием оригинального антуража. Огромная шляпа, голова Чеширского кота, гусеница, превращающаяся в прекрасную бабочку, гигантские шары, в которые актеры играли совместно с залом, запустив со сцены, балерины-цветы, перекрашенные необычным способом по велению красной королевы. Перечислять можно очень долго все те спецэффекты и приемы, которые избрали создатели спектакля, чтоб поразить воображения зрителя.
Наконец с неохотой взрослая Алиса поддается юной Алисе, идет за ней в сказку, открывая огромную книгу и растворяясь на ее страницах. Постепенно детские воспоминания возвращаются, и вот она уже снова чувствует себя непосредственным ребенком, готовым к любым приключениям, которые не заставят себя долго ждать. Так и не разобравшись в конструкции и принципе действия множества дверей, куда возможно войти одним человеком, а выйти уже другим, или не выйти вообще, или выйти не полностью, или выходить и выходить, множиться и множиться, Алиса проникает в замочную скважину и то ли падает, то ли улетает в Страну Чудес. Полет Алисы это нечто особенное, что невозможно описать, но что покорило всех в зале от мала до велика. Девочка летала над сценой и зрительным залом, приковывая взгляды и вызывая восторженные возгласы. От великолепия момента наворачивались слезы, открывались в удивлении рты, расширялись зрачки зрителей. Дальше чудеса стали случаться на каждом шагу.
Все, кого встречала Алиса на своем пути, все больше погружали ее в сказку и удаляли от реальности. Белый кролик, тоже, кстати, умеющий раздваиваться (Вячеслав Ферапонтов, Александр Дьяконов), Безумный Шляпник (Виктор Буянов), Траляля (Александ Князь), Труляля (Ренат Бояршинов), Червонная Королева (Анжелика Золотарева), Гусеница (Елена Половинкина) меняли сознание героини, возвращая способность радоваться, веселиться, наслаждаться моментом. Появление Красной Королевы предшествовал марш барабанщиков. Они прошли через зрительный зал и поднялись на сцену, отбивая дробь на своих инструментах. Королева помпезно выехала в огромном платье. Она казалась грандиозной и величественной, а когда выбралась из платья по лесенке, оказалась просто маленькой злобной женщиной.
Все основные и знаковые сцены спектакля поставлены с большой выдумкой. Очень неординарным было чаепитие у Шляпника, явление Чеширского кота, трансформация гусеницы. Стражники, придворные, карты и другие странные обитатели Страны Чудес нашли подход к требовательной московской публике и завоевали сердца детей, но любая сказка рано или поздно заканчивается, уступая новой. Так и взрослой Алисе пришло время возвращаться в свой мир, но у нее осталась книга, которую она может открыть в любой момент, вновь ощутить счастье и легкость полета.
Рождение «Алиsы» в Красноярком театре доказывает, что не только столичные храмы искусства заслуживают внимания. Провинциальные подмостки порой таят весьма талантливых деятелей и постановки.
В гастрольном графике ТЮЗа стоят еще спектакль «Евгений Онегин», сентиментальная трагедия, и «Анна Каренина», психологический балет. Их так же можно увидеть на основной и новой сценах Театра имени Евгения Вахтангова с 19 по 25 августа 2024 года.
Автор текста - Юлия Воропаева
Фотографии - Галина Глухоманюк и Юлия Воропаева