О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА «КЕ-ДЫ»
— Я наткнулся на рассказ Андрея Геласимова Paradise Found. При всей своей простоте этот рассказ — искусство. Стал пересказывать его студентам, причем каждый раз добавлял что-то свое. Потом подумал: «Что я пересказываю? Надо бы написать сценарий». Написал. Заняло это часа полтора. Но куда понесу эти «Ке-ды»? У меня собирается томик несделанных картин, для него и записал.
А потом встретился с человеком, на которого совершенно не рассчитывал как на спонсора. Просто продавал дачу, поехал «впаривать» ее одному мужику. Разговорились в процессе, и я сказал: «Интересное дело: достать на картину сто миллионов долларов — можно, а вот у меня есть история, она стоит 3 рубля 62 копейки, но никто их не даст». Человек попросил дать почитать сценарий. И сам перезвонил, сказал, что история ему понравилась. Так неожиданно и незапланированно появилась картина.
Она — как бы ерунда, которая никому не нужна. «Про что ты снимаешь фильм?» — спрашивали меня. — «Про кеды». — «Про кеды и больше ничего?» А я хотел снять про молодых людей и кеды, про чувства, про мальчика-аутиста... Такая простая история. Но там, я надеюсь, есть искусство, какие-то «закорюки», которые дают нам надежду.
О БЛАГОДАРНОСТИ МИХАИЛУ КАЛАТОЗОВУ И СЕРГЕЮ УРУСЕВСКОМУ
— Когда я смотрел снятый материал, то понял — там есть что-то от фильмов Данелии, от «Я шагаю по Москве». И еще он похож на «Балладу о солдате». Представляете себе режиссера, который в здравом уме и твердой памяти сегодня снимает картину, похожую на этот легендарный фильм? Это же как бы маразм. И тем не менее «Ке-ды» — поклон 1960-м. Картина посвящена Татьяне Самойловой, Сергею Урусевскому, Михаилу Калатозову, выдающимся кинематографистам, которые сделали всё наше современное российское кино. Я благодарен тому времени, и, думаю, зрители это прочтут.
О ТОМ, ПОХОЖИ ЛИ «КЕ-ДЫ» И «АССА»
— Нет. Возьмите любую последнюю песню Бори Гребенщикова — по двум строчкам вы определите, что это он написал. Ненормально было бы другое — если бы сказали: «Кто это написал, не понимаю». Это было бы сигналом распада личности. Когда-то один хороший режиссер сказал мне: «Очень важно, чтобы каждая следующая картина не походила на предыдущую». Я подумал — как странно… А если бы Шостакович поставил себе задачу, чтобы Пятнадцатая симфония ничем не напоминала Четырнадцатую? Бред. И если бы картина «Ке-ды» не напоминала мои прежние работы, вот это и было бы «непоняткой».
ОБ ИНТЕРЕСЕ К «НЕЖНОМУ ВОЗРАСТУ»
— Острота мировосприятия — самое интересное. В этом возрасте весь белый свет воспринимается как чудо, всё впервые. Это начинается лет в 12–13 и продолжается до 21–22 лет. Я люблю этот период, ценю его и очень за него держусь. Мне интереснее общаться с молодежью, нежели со взрослыми, — больше тем для разговора. Хотите верьте, хотите нет, но это так.
О ТОМ, ЧТО МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ СОВСЕМ НЕ ЧИТАЕТ КНИГ
— Ну что вы! Их просто нужно вытягивать из ужасной среды — школьной, уличной. Мне многие говорили: «Ты спятил, какой спектакль «Война и мир»? Они и трех строчек не могут произнести — им противно и непривычно». А сейчас у ребят, которые играли эту постановку в моей мастерской во ВГИКе, самая большая мечта, чтобы я нашел деньги и место, где они могли бы это дело продолжить. В аудитории они сыграли раз двадцать. Уже окончили ВГИК, распределились, работают…
О ТОМ, КАК ПРИНЯЛИ «КЕ-ДЫ» ЕГО СТУДЕНТЫ
— Конечно, я показал фильм. Ну какие отзывы? Попробовали бы что-то плохое сказать — я бы всех отчислил, коллективно. Не стал бы чикаться (смеется).
О ТОМ, КАК ОН НАХОДИТ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ САУНДТРЕКОВ К СВОИМ КАРТИНАМ
— Они меня чувствуют, а я — их. Они действительно обладают колоссальным магнетизмом, создают духовное поле, на несколько лет цементируют новые поколения. И Окуджава, и Высоцкий, и Цой, и Сережа Курехин, а сейчас Гребенщиков, Шнуров — это все мои товарищи. Я не просто прошу написать их одну-две песни «позаводнее». Это великое счастье, что они меня понимают и принимают.
О НЫНЕШНЕМ «БУМЕ» НА «АННУ КАРЕНИНУ»
— В этом нет ничего плохого, как нет и ничего хорошего, — есть опасность поставить тему на поток. В Англии существует более ста экранизаций «Гамлета». Все хотят понять загадку самого магического для Англии текста. «Анна Каренина» — тоже
магический текст, в котором заключена какая-то тайна нации. И у всех зуд — хочется к ней прикоснуться. Посмотрим, что получится. Вдруг Карен Шахназаров сделает исключительной тонкости и свежести фильм — я первым буду рад...
Светлана Мазурова, «Известия», 03.08.16