Сезон 2022-2023 в Театре Романа Виктюка выдался плодотворным. Репертуар обогатился несколькими спектаклями, каждый из которых вызвал горячий отклик и у постоянной публики театра, и новых, только пришедших в театр зрителей.
Ключевой премьерой стал спектакль-посвящение основателю театра Роману Виктюку «Во всем виноват театр». Великий режиссер современности, совершивший революцию в сценическом искусстве XX века, оставил много записей, часть которых восстановили и адаптировали для сцены его ученики – ведущие актеры театра и режиссер Александр Карпушин. Спектакль – сценическая фантазия о театре, любви к театру и любви в театре стал данью памяти Мастеру, всю свою жизнь без остатка отдавшему его величеству Театру, который стал для него смыслом жизни и главной страстью.
Простая на первый взгляд история о супружеской паре пожилых актеров, преданных своему искусству, в идеальную жизнь которых врывается несчастье в виде жаждущей славы молодой актрисы, превращается в притчу о том, как часто служение театру требует жертв. Невинная интрига может обернуться драмой – и сценической, и реальной жизни. Но любовь – настоящая, не сценическая, любовь друг к другу и любовь к театру – оказывается сильнее всего. Как и завещал Роман Виктюк.
В текущем сезоне также был восстановлен один из легендарных спектаклей самого Виктюка – легкая комедия для семейного просмотра «Масенькие супружеские игры» по пьесе Габриэль Запольской, которую Роман Григорьевич поставил много лет назад к своему 70-летнему юбилею. В восстановленной версии почти полностью сохранился изначальный актерский состав, а, поскольку комедии Виктюк ставил нечасто, спектакль стал событием и тогда, и сейчас.
Он основан на изящном литературном материале и не менее изящно и виртуозно исполнен ведущими артистами Театра Виктюка. Это спектакль о зыбкости человеческих связей и о том, как важно сохранить в себе человека и не поддаться низменным инстинктам, - даже скрытым под маской изысканного греха. Ироничная, тонкая, смешная и мудрая история об отношениях очень хороших людей, которые были на грани их потери, но сумели сохранить любовь. История о маленьких тайнах и больших секретах брака и о том, насколько масенькими дозволено быть играм в супружестве, чтобы это супружество не разрушить.
Премьер труппы, заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин в этом сезоне реализовал свою давнюю мечту поставить на сцене родного театра поэму Марины Цветаевой «Царь-девица». Она демонстрирует зрителям другую – мифологическую и мистериальную, постоянной публике даже более привычную – ипостась театра знаменитого Маэстро.
Бозин, много лет постигающий энергии произведений Марины Цветаевой и с Романом Виктюком, и сольно, глубоко их любящий, выбрал для воплощения на родной сцене поэтическое переосмысление старинной народной сказки. По сюжету могучая дева-воительница полюбила хрупкого царевича-гусляра, но им не суждено быть вместе из-за козней его ревнивой мачехи. В этой стихотворной трагедии великая поэтесса Серебряного века создала удивительное пространство, сплетающее воедино природу человеческую с неуправляемыми стихиями, раскрывающую сокровенную суть человека. Равновелико поэтическому материалу спектакль-ритуал разворачивается в условном вневременном пространстве, наполненном символами, языческими заговорами, заклинаниями и старославянскими напевами.
После века Серебряного, наиболее близкого Театру Романа Виктюка, режиссеры обратились к веку Золотому, причем, сделали это в детских спектаклях, которые сами по себе уже – большая редкость для этой сцены. Золотой век русской классической культуры в одном из самых неклассических театров Москвы был представлен Александром Сергеевичем Пушкиным в «театральном сериале» его имени.
Три сказки, изначально сыгранные на малой сцене, в нижнем фойе, практически сразу после премьеры были перенесены на большую сцену и вошли в постоянный репертуар. Ими стали «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» в постановке Сергея Захарина, «Сказка о царе Салтане» режиссера Александра Тарасова и «Сказка о золотой рыбке» режиссера Игоря Неведрова. Это спектакли для детей и взрослых, во время которых актеры вместе со зрителями открывают для себя мир пушкинского волшебного языка, мир фантазии, в котором возможны самые большие неожиданности.
В этом первом сказка-сериале в Театре Виктюка создали игровое пространство, не имеющее возрастных, или каких-либо еще ограничений, максимально инклюзивное и интерактивное, где одинаково увлекательно существовать и ребенку, и взрослому.
В постановках звучит не академический и стилизованный, а самый настоящий русский, глубинный фольклор, они наполнены песнями и танцами, шутками скоморохов и потешников, интерактивом. И главное, Игрой – тем, что всю творческую жизнь вело основателя театра Романа Виктюка – тем, что он оставил своим «детям» в наследство – возможность и умение играть, сохраняя в душе ребенка и понимая, что сказка может происходить даже в повседневной жизни, ведь за чудесами стоит сам человек.
В завершении 26 сезона, в июне, в честь 200-летия великого русского драматурга — Александра Николаевича Островского — Театр Романа Виктюка сыграет лучшие сцены о любви из его пьес. «Островский. Авангард» – спектакль-путешествие – по театру, по пьесам, путешествие в мир того, кто глубоко и метко открывает нам душу человеческую. Того, в чьих произведениях нет однозначно плохих и хороших людей, кто поднимает вечные вопросы – совести, любви, страсти, порядочности. Наряду с Достоевским и Пушкиным Островский создал великое, душеполезное литературное явление, которое остается актуальным по сию пору и является источником постоянной благодарности режиссеров, актеров и зрителей многих поколений.
Проводником и связующим фрагменты пьес звеном станут цыгане – те, кто в произведениях Островского становятся символом судьбы, рока, неотвратимости. Они и поведут зрителей по зданию театра и по пьесам Александра Николаевича.
Начнется действие на боковых балконах, где будут представлены «Волки и овцы» в постановке Игоря Неведрова и «Доходное место» в постановке Кирилла Шендерова. Просмотр отрывков сменится показом фрагмента фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года, который продемонстрируют на большом экране. Затем зрители окажутся на авансцене театра, стоя на которой будут смотреть фрагмент из «Бесприданницы» режиссера Александра Тарасова, который сыграют на центральном балконе. Финалом театрального путешествия станут «Свои люди – сочтемся» в постановке Андрея Боровикова, который будет показан уже в привычной публике варианте — на основной сцене.
Текст Татьяна Печегина
Фотографии- Полина Капица/пресс-служба Театра