Шедевры Стравинского и Чайковского на Исторической сцене

Новости

Шедевры Стравинского и Чайковского на Исторической сцене

Шедевры Стравинского и Чайковского на Исторической сцене

Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Большого театра 3 декабря виртуозно  исполнил шедевры Стравинского и Чайковского на Исторической сцене. «Каждый жест и каждое крещендо ... Апофеоз» - краткий, но ёмкий комментарий одной из гостей вечера.

Уникальная  программа, которую составили произведения знаковых фигур русской музыки — Игоря Стравинского и Петра Чайковского, прозвучала под сводами главного театра страны как ГИМН искусству, музыке и величию авторов.

За дирижёрским пультом — маэстро Валерий Гергиев.

В первом отделении прозвучала музыка балета «Жар-птица». Именно с этой работы для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже началась для Игоря Стравинского история всемирной славы. Ворвавшийся в Европу сказочный русский дух «Жар-птицы» перевернул привычные представления о национальном колорите: фантастические образы, знакомые по произведениям Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова, играют здесь совершенно новыми красками. Оркестр магнетизирует ритмами Заколдованного сада Кащея и завораживает мелодией Колыбельной Жар-птицы — его изобразительная сила позволяет зримо представить и стихийный Поганый пляс Кащеева царства, и сияющий колокольный апофеоз финала балета. 

Важное значение в музыкальной драматургии балета имеют две народные темы, заимствованные Стравинским из сборника Н.А. Римского-Корсакова  «Сто русских народных песен»: в «Хороводе царевен», лирической кульминации Первой картины, звучит песня «Как по садику», в конце Второй картины — песня «У ворот сосна раскачалася». Если песня «Как по садику» в обработке Стравинского сохраняет свой мелодико-ритмический облик и лирический характер (хотя и подвергается интенсивному варьированию), то вторую тему, изначально нотированную на 3/4, композитор переритмизует на 7/4, избавляясь от монотонии периодичности, и блестяще оркеструет её на манер «колокольных» тем Мусоргского и Римского-Корсакова. Преображённая таким образом рукой мастера, незамысловатая песня в финальном апофеозе приобретает гимнический характер и символический «русский» смысл.

После парижской премьеры «Жар-птицы» начинающий композитор встал в один ряд с главными знаменитостями европейского искусства. Стравинский сочинял музыку по уже готовому либретто, выполняя указания балетмейстера Михаила Фокина.

Во втором отделении концерта прозвучала  Четвёртая симфония Петра Чайковского. Написанная в 1878 году почти одновременно с оперой «Евгений Онегин», она создавалась в сложное для композитора время, но стала началом эпохи расцвета его творчества. Музыка симфонии автобиографична и полна неподдельных эмоций: её автор признавался, что в партитуре «нет ни одной строчки… которая не служила бы отголоском искренних движений души».

В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь»), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, грёзах, спастись от одиночества, тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.

Замысел симфонии Пётр Чайковский изложил в письме Надежде фон Мекк. Первая часть представлялась композитору «непрерывным чередованием тяжёлой действительности с скоропреходящими сновидениями и грёзами о счастье».  Вторая — «роем воспоминаний». Третью часть он видел «капризные арабески, неуловимые образы». Четвёртая, мажорная, часть симфонии, по мысли Петра Чайковского, разворачивает «картину праздничного народного веселья». Однако звучание знаменитой народной песни в круговороте финала слишком неоднозначно и по-своему инфернально. Композитор оставляет слушателя перед вопросом: торжествует ли его герой над фатумом или всего лишь испытывает иллюзию триумфа?

Интродукция есть зерно всей симфонии, безусловно главная мысль: «Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережёт, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и её никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать».

Заполненный главный зал Большого театра овациями и криками «Браво» выразил признательность МАСТЕРСТВУ исполнения Симфонического оркестра и неповторимости классических произведений Стравинского и Чайковского.

Владимир Сабадаш.

Фото – Романа Романова.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь