В этом году автору и исполнителю легендарной песни «30 лет» исполнилось бы два раза по 30 лет. Лидер и основатель популярной в 90-е группы «Сектор газа» Юрий Клинских (Хой) оставил глубокий след в музыкальной культуре советского и российского рок-направления последнего десятилетия прошлого тысячелетия. Его провокационные, вызывающие, не всегда цензурные, но всегда яркие песни стали символом «лихих девяностых». «Колхозный панк», «Туман», «Лирика», «Пора домой», «30 лет», «Демобилизация», знакомы даже тем, кто далек от рок-культуры.
Название группы не имеет никакого отношения к арабскому государству Палестина. «Сектором газа» называли местные жители левобережный район Воронежа из-за обилия промышленных зон и заводов, откуда родом и где находился рок-клуб, в котором начал свои выступления Юрий Клинских. За 13 лет активного творчества было написано множество стихов, положенных на музыку и создавших целую вселенную фольклорных персонажей. Леший, Кощей Бессмертный, Баба Яга, упыри и вурдалаки населяли ее. По уверениям автора, нечистая сила ничем не отличается от людей, так же пакостят и хотят любви, только выглядят более устрашающе. Подобные личности органично вписались в непростой перестроечный и криминальный период конца 80-х и начала 90-х годов прошлого века. С детства Юрий Николаевич любил страшные истории и сказки, а в зрелом сознательном возрасте увлекся книгами Стивена Кинга, где и черпал вдохновение для своего творчества.
В Государственном Кремлевском Дворце 15 ноября прозвучало 20 композиций рок-группы «Сектор газа» в исполнении классических инструментов. Музыка «Сектор газа» в звучании виолончели это нечто особенное, бесподобное. Симфонический оркестр RockestraLive имеет официальное разрешение от правообладателей на исполнение композиций Юрия Николаевича Клинских. Конферансье концерта стала бэк-вокалистка оригинальной группы «Сектор газа» Татьяна Фатеева, а приглашенными гостями электрогитаристы оригинальной группы Игорь Кущев, Владимир Лобанов, Игорь Жирнов. На правах ведущей Татьяна много вспоминала и рассказывала истории из жизни, связанные с созданием той или иной песни, исполняемые одна за другой симфоническим оркестром. В этот вечер оркестр RockestraLive выглядел очень неординарно. На музыкантах не было фраков и вечерних платьев, форма одежды выбрана неформальной. Свободные рубашки, джинсы, металлические аксессуары более подходили под исполнение таких композиций, как «Колхозный панк» или «Сельский туалет».
Самый оригинальный образ избрал для себя дирижёр Сергей Сергеевич Акимов. На нем была шапка-ушанка, телогрейка и кирзовые сапоги. Он немного хулиганил, активно перемещался по сцене, взаимодействовал с музыкантами, лихо отплясывал и одновременно дирижировал то со скрипачами, то с контрабасистами в диаметрально разных частях огромного оркестра. Недостающий на сцене вокал, так как «Сектор газа» в первую очередь это оригинальныеь тексты песен, с лихвой компенсировал зал, активно подпевая каждой знакомой композиции, выкрикивая частушки и лозунги. В этот вечер зрителям можно и нужно было вставать со своих мест, танцевать, поддерживать музыкантов, вести диалог с ведущей. Две песни все же были исполнены под вокальное сопровождение, одна из них имеет трагическую историю создания и не принадлежит перу бессменного лидера рок-группы.
Когда наступил 2000-й год, состоялась последняя встреча Татьяны Фатеевой с Юрием. Событие произошло 25 апреля, а погиб музыкант 4 июля. Они о многом говорили, но не прощались. Договорились увидеться после записи сказки и приступить совместно к чему-то интересному, но этому уже не суждено было сбыться. Тогда у Татьяны родилась собственная песня-реквием «Песня о друге», которую она исполнила следующим номером, предварительно, предложив зрителям включить на телефонах фонарики и вспомнить лидера группы «Сектор газа». Необъятный Большой зал Кремлевского Дворца озарили тысячи фонариков, словно тысячи светлячков поднялись в небо, чтоб передать послание безвременно погибшему смелому и дерзкому музыканту. Вторая композиция прозвучала в финале. Татьяна исполнила одну из своих любимых лирических песен, песен о любви «Твой звонок». В этой песне сочетаются любовь, страсть, надежда, вера, воля дойти, не сдаться, остаться вместе, простить друг друга. В ней поместилась целая драма, по словам певицы.
Татьяна рассказывала очень много личных историй, связанных с группой «Сектор газа». Студентку филармонии много лет назад познакомил с рок-музыкантом гитарист Игорь Кущев. В тот момент Юрий Николаевич Клинских искал певицу в коллектив, и попросил Татьяну помочь записать интересную песню, очень простую по его словам. Девушка согласилась, попросила ноты и текст, на что получила ответ: «Какие ноты? Ты что! А текст тоже не надо. Ничего не надо, просто приходи во дворец 50-летия, там студия, там все уже готово, споем. Ты же музыкант, зачем тогда тебе ноты?». Татьяна пришла в назначенное время, зашла в вокальную комнату. Дверь за ней закрылась, ключ повернулся. Она ничего не поняла, но решила, что в коллективе так принято записываться в студии, без нот, без текста, и еще за тобой закрывают дверь, выйти обратно уже никак. Перед ней лежал текст, в наушниках звучал голос Юрия. Татьяна прислушалась, и с каждым словом становилось все интереснее и интереснее. В результате получилась очень жизненная песня «Вечером на лавочке», про простых людей, про то как мы встречаемся, влюбляемся, про то как стесняемся, пытаемся найти общий язык с противоположным полом. Следом зазвучала именно эта композиция, а зрители начали громко подпевать в такт оркестру.
Каждая песня «Сектора газа», говорила ведущая, наполнена реальными событиями и конкретными историями. История создания одной из них такова: ехала как-то группа «Сектор газа» в автобусе, долго ехала, возникла необходимость в технической остановке около ветхого сооружения неподалеку от одного населённого пункта. Местные жители потом рассказывали рокерам, что недавно женщина провалилась в этом туалете. Музыканты радовались, что с ними такого не случилось и беспокоились за здоровье пострадавшей. К счастью события имели счастливый финал и послужили основой для создания очередного хита. После выхода альбома «Восставшие из Ада» Юрий показал Татьяне новую песню. Поняла певица одно: как только начала звучать композиция под названием «Сельский туалет», она перестала что-либо соображать и начала заливаться спонтанным хохотом. Это повторилось второй и третий раз подряд. Солист группы умел так интересно обыграть любое мелкое событие, что оно становилось памятным и звучало в музыкальном исполнении заразительно долгие годы. Одновременно песня является очень хорошим пособием по ремонту дома. За домом надо обязательно следить и ремонтировать все комнаты.
Из воспоминаний постепенно сплеталась канва творческого пути группы, преодолений, свершений, жертв, на которые приходилось идти, ради достижения целей. Татьяна Фатеева цитировала поэта-песенника: «У меня в 14 лет был мопед, потом в 16-лет выклянчил у мамы и папы мотоцикл «Восход-2М», а потом уже, когда я пришел с армии, мне старший брат подарил «Яву» свою старую. После того, как я очень капитально упал на ней на трассе, я ее решил продать и на эти деньги записать альбом вот этот «Ядрена вошь» и «Зловещие мертвецы», как раз он мне и стоил тогда 500 рублей, так что «Ява» мне помогла, и я имею прямое отношение к ней!» Вот такой хороший мотоцикл подарил такие выдающиеся альбомы, и ему посвящена одноименная песня «Ява», которая так же прозвучала в составе симфонического концерта на главной концертной площадке страны.
Татьяна говорила со сцены, что постепенно год от года удалось собрать слаженную команду музыкантов в группе «Сектор газа». Они играли вместе, репетировали, выступали, но однажды встретил Юрий Николаевич одного человека, который и стал в последствии гитаристом первых пяти альбомов. Это был Игорь Геннадиевич Кущин, которому в этом году исполняется 65 лет. Под звучание его соло на гитаре зал услышал композицию «Плуги-вуги». Еще один гитарист, который участвовал в симфоническом концерте - Владимир Лобанов. Он был постоянным концертным гитаристом 90-х годов. Владимир Лобанов эмоционально сыграл песню «Вальпургиева ночь». Ведущая предложила дамам в зале, у кого с собой имеются метлы, забраться на них и полетать под звучание этой песни. Автор соло для гитары в композиции «Лирика» Игорь Жирнов присоединился к концертной программе практически под ее завершение, исполнив совместно с оркестром свою «Лирику» и «Пора домой». Юрий ставил вопрос в этой песни широко. Домой - это к истокам. Домой это к корням. Домой это к тому, что любишь, чем дорожишь, и что создавал.
Еще одна грань творчества коллектива — это воинская тематика. Недаром солдаты в зоне СВО сейчас заслушиваются песнями группы «Сектор газа». Они очень брутальные и атмосферные. На первый взгляд песня «Туман» рассказывает об истории военных действий. Песню стали считать армейской, она очень полюбилась солдатам. В начале композиции герой сомневается, сможет или не сможет, как быть, как пройти, с самого начала приходится это все узнавать, переживать в себе. На самом деле смыслы намного глубже. Момент нашего рождения – туман, куда мы идем –туман, но обязательно надо пройти этот путь. Туман - это наши сомнения, страхи, наше неверие в себя, «но мы пройдем опасный путь через туман». Видеоклип к песне «Туман» был снят режиссером Денисом Ларионовым, в роли оператора выступил Дмитрий Великанов. В кадрах было очень много хроники чеченской войны, но, Юрий объяснял это тем, что было очень мало времени и очень мало денег.
Не так много времени было отведено в этом мире Юрию Клинских, но это время было очень яркое и насыщенное. Творчество группы «Сектор газа» выделяется среди других коллективов рок-направления. Лидер не превозносил себя, писал и творил для народа и рядом с народом. Его песни близки людям из народа, каким был, и он сам, воронежский парень. Уже позже появились бунтари из группы «Ленинград», говорящих не языке простых рабочих, а во время перестройки и дефицита был только он, Юрий Хой. Усиливали впечатление от концерта не только воспоминания очевидцев и коллег народного певца, но и картины, демонстрировавшийся на экране позади оркестра, и прекрасно отображавшие то, о чем рассказывалось в песнях «Сектора газа». Автором этих работ является художница Кристина Куртова. Они были написаны специально для проекта и воплотили в себе душу и суть каждой мелодии и текста. Давние поклонники группы с удовольствием насладились любимыми мелодиями в новом звучании тем вечером, открыв для себя, что тяжелый рок может звучать мелодично и возвышенно в симфонической обработке, не теряя при этом своей индивидуальности.
Текст и фоторепортаж - Юлия Воропаева
World Podium © 2015 - 2024. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927. Дата регистрации: 31.08.2015.
Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.