Свободное общество свободно ровно до тех пор, пока кто-то не начинает борьбу за ту самую свободу, рано или поздно оборачивающуюся в открытую тиранию. Одно преступление неминуемо влечет за собой следующие, только более изощренные и хладнокровные. Перейдя однажды черту, назад дороги нет. Мы сами выбираем свой путь, кем и как жить.
В каждом из нас прячется монстр, выпустив на волю которого, навсегда можно утратить в себе человека, которого не без труда, веками формировала религия, культура и образование. Власть – отрава, одурманивающая и меняющая до неузнаваемости некоторых дорвавшихся и вкусивших плод превосходства.
Об этом и многом другом первая премьера нового сезона, спектакль "Скотный двор" режиссера, художественного руководителя театра «Модерн» Юрия Грымова.

"Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было невозможно."
В 1945 году вышла в свет повесть-притча Джорджа Оруэлла «Скотный двор», в которой автор максимально прозрачно описывает практически любой политический строй, а точнее его свержение революционным путем, под громкие лозунги о равенстве с последующей диктатурой и репрессиями. Сатира на людей прямолинейная и едкая. И если поначалу история выглядит забавной, то с раскрытием сюжета становится не до смеха. В угоду личных интересов, из-за жадности и корысти легко и одномоментно предаются идеалы и переписываются собственные законы и постулаты.
"Им никогда не жилось ни лучше, ни хуже – голод, непосильный труд и обманутые ожидания, таков, говорил он, нерушимый закон жизни."
Юрий Грымов и драматург Марина Сулчани создали на основе текста Оруэлла пьесу для постановки, еще более ярко демонстрирующую зеркало общества, социальную пирамиду, виды манипуляций и приемы управления бессловесной необразованной толпой, не обремененной ни культурой, ни желанием развиваться, постигать и думать. Безвольные легко превращаются в толпу под влиянием вожака. Неугодные изгоняются, а правила подстраиваются под нужды власть имущих. Бездумие, безжалостность, несправедливость и жестокость берет вверх там, где нет места разуму.
В спектакле намерено сделан жирный акцент на противопоставлении людей и скота, в котором искуснейше демонстрируется ,как легко можно перейти из одной грани в другую, оскотиниться и потерять свой природный, истинный облик, став заложником идей и чужих амбиций. При этом совершенно неважно, к какому семейству ты изначально принадлежишь.
"Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие".
Массивные, броские наряды, созданные художником по костюмам Катей Никитиной, тонко подчеркивают индивидуальность каждого персонажа, а в сочетании с актерским мастерством создают неповторимые, но узнаваемые образы, точно передающие внутреннюю сущность, черты и характеры героев.
Действие, впрочем, как и всегда в «Модерне», полностью погружает зрителя в ту среду, которая соответствует обстоятельствам. Картинно на сцене разворачивается живая история, полная надежды, решимости, ужаса и разочарования.
Разбитые судьбы и уничтоженное будущее, вот во что превращается порыв увести вперед и перевернуть мир с ног на голову.
Погруженные во мрак герои, то внезапно озаряются светом, то вокруг них сгущается тьма, как символ абсолютного хаоса, беспорядка и отсутствия направления. Надежда и отчаянье, сбившиеся ориентиры, поглощенное сознание и ожесточенная борьба света и тьмы в каждом из них.

"Если свобода что-нибудь да значит, так это право говорить людям то, чего они не хотят". Д.Оруэлл.
Скотный двор в «Модерне» - философская драма, с глубоким притчевым содержанием, как очередное напоминание о невыученных уроках истории.
Обязательно к просмотру. (ред.)
Автор статьи и фотографий - Павлухина Елена
