Спектакль "Сон разума"

Новости

Спектакль "Сон разума"

Спектакль "Сон разума"

Спектакль "Сон разума"  Сергея Безрукова- невероятная фантасмагория и тонко завуалированная реальная жизнь!

Николай Васильевич Гоголь и Сергей Витальевич Безруков... Имена этих феноменальных личностей прочно вошли в историю своим многоликим творчеством, уникальными талантами и только им присущей индивидуальностью. Гоголя одни читали в юном возрасте в рамках школьной программы- поверхностно, не пытаясь вникнуть в глубинные идеи и бесконечные аллегории и метафоры, другие - в течение разных лет жизни перечитывают этого автора снова и снова-с глубоким осознанием, тонким размышлением и философским подходом. Для многих тысяч людей Николай Васильевич- любимый писатель, произведения которого сопровождают по жизни и в которых находят ответы на многие нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы. Сергеем Безруковым восхищаются как театралы, так и любители кинематографа, его талант и неординарность признают как профессионалы, так и простые зрители. Этот Артист за годы своей карьеры благодаря многочисленным сыгранным ролям и разнообразным персонажам, воплощённым на театральной сцене, исполненным музыкальным композициям, поэтическим произведениям - стал близким и родным человеком миллионам людей, эталоном неиссякаемой энергии и творческих идей, духовности, искренности и вдохновения! Сергей Витальевич постоянно находится в движении, творческом полёте! Каждую его работу публика всегда с нетерпением ждёт в предвкушении новых эмоций и открытий...
В начале театрального сезона года литературы народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков преподнёс зрителям замечательный инновационный подарок: спектакль -фантасмагорию «Сон разума» по повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего», где не только исполнил главную роль, но и выступил как режиссер-постановщик. 26, 27 сентября на большой сцене Московского Губернского театра состоялась первая премьера сезона. 26, 27 ноября, а затем-2 декабря состоятся следующие показы спектакля, который публика с нетерпением ждёт.
Главный герой постановки - титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума. Создатели спектакля предлагают увидеть мир глазами героя повести Гоголя.

Сергей Безруков о спектакле: «Для меня важно, что это именно фантасмагорический сон, а не бытовой театр: мне не интересно показывать во всех подробностях, как чиновник Поприщин постепенно сходит с ума. Мой Поприщин «спит» и видит сны. В этом состоянии сна разума и происходят все те невероятные вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках..», и даже еще более невероятные – над этим работает целая команда специалистов по трюкам. Ведь во сне для нас все возможно! Спектакль для размышления и переосмысления". История сумасшествия чиновника Поприщина для Сергея Безрукова – это повод поразмышлять о свободе и несвободе человека. Разум делает человека несвободным, - ведь именно он источник всех страхов, недовольства, бесплодных стремлений, которые загоняют человека в ловушку.
Герои фантазий Попрощина - вроде мифически иллюзорны и вымышлены, но в тоже время так земны и достоверны. Безрукову удалось зашифровать там настолько много, чтокаждый зритель почерпнёт своё и воспримет происходящее на сцене индивидуально сквозь призму личного восприятия и ощущений. Где фантазия, а где реальность, и что скрыто за кажущимися на первый взгляд больными галлюцинациями чиновника? Уж не суровая ли действительность, тонко и изящна завуалированная умелым мастером с помощью метафор и олицетворений, сравнений, гротеска и конечно же,невероятных актёрских -режиссёрских находок, технических и световых эффектов? 
Красной ниткой по всему спектаклю идёт диссонанс внутреннего мира героя, благородного происхождения и воспитания, с его жалким нищенским существованием - неслучайно Поприщин часто повторяет: «Я -Дворянин!». Здесь априори читается ущемлённое человеческое Достоинство личности, которая вынуждена терпеть унижения, но ещё надеется, что всё изменится, что сможетвыбраться из этого замкнутого круга. В одном из известных романов, не имеющих отношения в Гоголю, герои-дворяне произносят фразу: «Честь- это твоё достоинство, как ты его понимаешь! И если ты видишь неуважение достоинства твоей личности, то это надобно пресечь...» Очевидно, что именно унижение чести и достоинства Поприщина, невозможность достичь своих целей в реальности и сводит его с ума, погружает в мир грёз и фантазий, видений и галлюцинаций. Ведь если человек живёт в гармонии с самим собой и окружающими и твёрдо стоит на ногах, то и разум его воспринимает действительность адекватно, не уходя в мир иллюзий. А если личности некомфортно  и неуютно в окружающей реальности, то предпринимаются всевозможные попытки найти другой мир или создать его в своих фантазиях.  Поэтому Поприщин и становится всемогущим непобедимым испанским королём в своём больном воображении... Это всего лишь попытка выйти из замкнутого круга. В спектакле очень тонко прослеживается хрупкая граница между сознательным и бессознательным, здравомыслящим и безумным... И как же порой сложно отличить одно от другого! 
Возможно, интересом к тайным глубинам сознания и мироустройства и объясняется огромная популярность произведений Гоголя, для поклонников которого спектакль «Сон разума»-настоящая кладезь Гоголевских персонажей,представленных в постановке в тех или иных обличьях. Здесь читается и «Вий», и «Нос», и «Шинель»,и «Невский проспект», и «Ночь перед Рождеством» и много других произведений легендарного классика русской литературы.Именно перу Гоголя принадлежит ставшая крылатой цитата: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Для многих людей это аксиома, которая не требует доказательств и подтверждений, так как выражает их сущность.Ритм «Сна разума» быстрый и динамичный, зрители находятся в постоянном напряжении и обострённом внимании, дабы даже на долю секунды не потерять хрупкую нить отличия реальности и бреда. Безруков признался, что спектакль очень энергозатратный. Энергия, которая идёт со сцены, обладает магнетическим, буквально завораживающим действием. Главный персонаж постоянно меняет места дислокации, образы и лица, зрители наблюдают непрерывные трансформации Поприщина, которого сопровождают семь странных существ. Последние сами в свою очередь мгновенно меняют облики - то собаки, то слоны, то быки на корриде...Уж не семь ли смертных грехов символизируют эти бесы?  
У Рэя Брэдбери есть мудрая цитата: «Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: «Что-то не то происходит», или «Она меня бросит», или «У меня уже раз обжёгся, а потому…». Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз». Сны Поприщева — его прыжок к свободе и неизвестности! Да, это обернулось трагедией, но ведь он попробовал хотя бы в мыслях что-то изменить.Всё происходящее на сцене выглядит очень зрелищно и ярко!Чтобы воплотить сюрреалистические фантазии Поприщина, к работе над спектаклем привлекли профессионалов: мастер визуальных эффектов, член президиума Российской ассоциации иллюзионистов, лауреат международных конкурсов Вадим Савенков работает над трюками, а специалисты из Цирка на Цветном бульваре обучают актеров основам воздушной эквилибристики. Сценография и костюмы, придуманные Николаем Горобцом, тоже становятся полноправными участниками невероятных событий и метаморфоз. Следует выразить восхищение хореографу-постановщику спектакля Антону Крамару, виртуозная хореография и грациозная пластика персонажей поражает и удивляет своим профессионализмом и отточенностью линий. Конечно, отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение постановки-композитора Александра Биллиона, который специально для «Сна разума» написал оригинальные музыкальные композиции в разных стилях, усиливающие яркость эффекта происходящего на сцене. Всё музыкальное сопровождение «живое»-специально записанное для спектакля Губернаторским оркестром. Также в спектакле звучит фрагмент из вечерни Сергея Рахманинова «Всенощное бдение».

Синтез театра и циркового искусства, музыки и художественно-постановочных идей - всё это представляет собой неразрывный организм, который прочно приковывает внимание публики, заставляет полностью погрузиться в события и забыть о происходящем извне. Зрители, находясь в зале, ощущают себя вовлеченными в сценическое пространство, эмоционально погружаются в сюжет и становятся участниками действия. Непосредственный контакт со зрителем, каждый из которых по-разному реагирует на происходящее , ещё больше добавляет уникальности постановке - тем самым создаётся неповторимая магическая энергетика, взаимообмен артистов и публики. Постоянно в спектаклепоявляется золотая рыбка, притом она плавает не только над сценой, но и в зрительном зале. Что же она символизирует? Окончательное безвозвратное помешательство или надежду на исцеление?Апогей безумия или светлый луч веры и надежды? На этот вопрос каждый зритель ответит сам, как и на все остальныепроблемы не только человека, но и общества в целом, которые с разной степенью глубины и многоликих аллегорий прослеживаются на протяжении всего «Сна разума».

Столичная публика приняла новую постановку более чем благосклонно, под громкий оглушительный звук аплодисментов и криков браво! Безруков снова поразил и удивил публику, безграничный полёт его фантазии и мастерства никого не оставил равнодушным! Очевидно, что после такого спектакля многие захотят перечитать произведения Гоголя, снова прийти наневероятную постановку, погрузиться в таинственную магию и волшебство и раскрыть всё новые и новые детали и ньюансы, которые так тонко и филигранно вплетены в весь «Сон разума». Каждый сам решит: а спит ли наш разум когда-нибудь или напротив, именно во сне, где возможно Всё, где нет обязательств, норм, правил и стереотипов, он в полной мере вырывается на свободу, проявляет свою суть и парит над миром?  

Читать также

World Podium © 2015 - 2022.     Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Поделитесь