"Столыпин": подробная информация о сериале, прямая речь актёров и создателей, исторические факты и художественный вымысел

Новости

"Столыпин": подробная информация о сериале, прямая речь актёров и создателей, исторические факты и художественный вымысел

"Столыпин": подробная информация о сериале, прямая речь актёров и создателей, исторические факты и художественный вымысел

«Столыпин» – масштабная историческая драма режиссера Алексея Андрианова («София», «Годунов» и «Грозный»). Проект создан киностудией «Москино» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). История одного покушения, которое изменило будущее России 1906 год. Министр внутренних дел Российской империи Пётр Столыпин прибывает в Санкт-Петербург. Группа революционеров-максималистов разрабатывает план убийства «врага революции». Кто выйдет победителем в этом противостоянии – беспощадные, твердо уверенные в своей правоте сторонники кровавого террора или Столыпин, работающий без устали, лишь бы навести порядок в раздираемой политическим насилием стране?

ПЁТР СТОЛЫПИН: ИСТОРИЯ

Пётр Аркадьевич Столыпин родился 14 апреля 1862 года в Дрездене в семье генерал-майора Аркадия Дмитриевича Столыпина, принадлежавшего к известному с начала XVI века дворянскому роду, и Натальи Михайловны Горчаковой, происходившей из князей Горчаковых, потомков Рюрика.

Высшее образование Пётр Аркадьевич получал на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где выбрал своей специальностью агрономию. В 1885 году Столыпин блестяще окончил университет, получив необычайно высокий для выпускника чин коллежского секретаря, и начал стремительную карьеру на государственной службе. В 1902 был назначен губернатором в Гродно. В 1904 году Столыпин занял должность губернатора Саратовской губернии, где его застала русско-японской война и бурные события последовавшей за ней первой русской революции 1905 года. Подавляя захлестнувшие губернию революционные протесты, Пётр Аркадьевич проявил себя как человек жесткий и неумолимый, преданный монархии и абсолютно бесстрашный.

В апреле 1906 года Николай II назначил Столыпина министром внутренних дел. На этом посту Столыпин руководил практически всеми ключевыми для жизнедеятельности империи структурами: местными властями, полицией, уголовно-исполнительной системой, заведовал обеспечением продовольствием, почтой, телеграфом, пожарной и медицинской службой и др.

Столыпин разработал указ о военно-полевых судах на смену малоэффективным военным: новые суды рассматривали дела о преступлениях в течение двух дней, а приговор исполняли в течение дня после его объявления. В результате волна революционного движения спала, и в стране восстановилась стабильность. Также Пётр Столыпин издал указ о паспортах для крестьян – это уравняло их в правах с остальными сословиями Российской империи. Начал разрабатывать масштабный проект аграрной реформы, предложив отдать крестьянам еще не освоенные земли Поволжья и Сибири и предоставлять в Крестьянском поземельном банке дешевый кредит на 50 лет для выкупа земли у помещиков.

«СТОЛЫПИН»: О ПРОЕКТЕ

Мария Ушакова, продюсер: «Огромная честь и ответственность снять фильм о таком величайшем политическом деятеле России, как Пётр Аркадьевич Столыпин. Масса мифов ходит вокруг его политической деятельности. И мы хотим, с одной стороны, развеять эти мифы, а с другой – раскрыть тему и рассказать о его колоссальном вкладе. В своих предыдущих исторических сериалах – «София», «Годунов», «Грозный» – мы, соблюдая основные исторические вехи, все-таки допускали художественный вымысел. Здесь мы не могли себе это позволить: слишком ответственный материал, слишком значительна фигура Столыпина. Поэтому сценарий писался с участием серьезных историков, каждому факту было придано огромное значение, чтобы все было максимально достоверно. Автор сценария Тимур Эзугбая вместе с продюсером Екатериной Жуковой очень много времени потратили на то, чтобы не исказить исторические факты и сделать это все-таки интересным, привлекательным для зрителей. Чтобы это не выглядело как документальное кино, была добавлена линия молодых бомбистов-террористов: там тоже почти все реальные персонажи, но есть и вымышленные. У них там и любовь, и предательства, и душевные метания, и заговоры, и взрывы – смотрится увлекательно».

Екатерина Жукова, продюсер: «Неожиданностью для меня было то, что про Столыпина почти ничего нет. Фигура сильнейшая, мощнейшая, сделавшая колоссальные вещи для России. За пять лет, что он был премьер-министром, он совершенно изменил экономическую и политическую ситуацию в стране. И про него нет ничего! До революции о нем, в общем-то, никто ничего не писал: потому что, как часто бывает с людьми, которые дело делают, его не жаловали ни левые, ни правые. При советской власти это тоже был от силы один абзац в учебниках: за Столыпиным закрепилась слава вешателя, и он действительно в отношении революции и революционеров был настроен крайне жестко. Да и потом тоже почему-то, при всем понимании значимости этой личности, никто о нем особо никогда ничего не писал и не снимал. Может, от того, что он был человеком правильным, патриотом, государственником, абсолютным монархистом, любящим отцом, прекрасным мужем. Скажем так, не кинематографическая совершенно фигура.

История нашего проекта уходит еще к одному деятелю политического Олимпа – министру финансов в молодой России Борису Фёдорову. Он с молодых лет увлекся историей Столыпина и его реформ, очень серьезно все это изучал, написал много книг, был инициатором публикаций воспоминаний дочерей и соратников Столыпина. По большому счету все, что мы сейчас имеем взвешенно и правдиво о фигуре Столыпина, это все благодаря Борису Григорьевичу Фёдорову. Именно его книга «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию», прежде всего, помогла нам в работе над сценарием, а также личная домашняя переписка Столыпина, письма старшей дочери из Парижа к родителям дали нам возможность почувствовать и предложить зрителю почувствовать Столыпина и сделать свои выводы об этом человеке, о тех, кто его окружал, об этом времени».

Алексей Андрианов, режиссер: «Сериал «Столыпин» – очередной наш проект из цикла «История любви, история России». Сценарий мне понравился, мне показалось, что это можно сделать интересно. В истории вообще всегда интересно копаться. И исторические проекты меня привлекают, в первую очередь, тем, что я сам погружаюсь в эти эпохи и досконально, до мелочей разбираю суть того времени, чем люди жили, какие события происходили. История развивается по спирали, зачастую повторяется, как я это заметил, делая исторические проекты, и мне любопытно отмечать эти моменты.

Про Столыпина я, конечно, что-то знал: я учился в школе в Саратове, там про него много рассказывали, поэтому в общих чертах понимал, что это за личность. Но в советское время это подавалось так, будто он был жестким тираном: в памяти всплывают все эти «столыпинские вагоны», «столыпинские галстуки». Но, когда ты начинаешь разбираться в истории, становится понятно, для чего нужны были эти меры, и к чему они в итоге привели, сколько Столыпин сделал для страны, в чем была полезность его реформ для России, в чем была его основная цель жизни. Я с удивлением узнал, что при том, что страна находилась в очень сложных условиях, в массах царили революционные настроения, на фоне проигранной русско-японской войны люди уже не верили ни во что хорошее, состояние у людей было антипатриотическое, реформы Столыпина привели к огромному повышению экономики в России, к большому приросту населения. И еще удивительно было осознать, насколько он был одинок в своем стремлении провести эти реформы, потому что практически все были против него: и власть его сдерживала, и Дума, и левые, и правые, и министерства. Это тот случай, когда люди видят что-то, что они не совсем понимают, и у них это вызывает отрицание. И он как ледокол – я так себе представляю – шел через эти льды и пробивал их в том состоянии страны, в котором было практически невозможно это сделать. Но он это делал, и делал настолько ярко и показательно, что, конечно, это вызывает большое уважение и удивление».

Александр Загоскин, художник-постановщик: «Я знаю Столыпина как великого человека, который хотел сделать реформы и преобразовать страну. Но в то же время у него были семья, дети, любящая жена, дом, в котором он жил. И мне, прежде всего, были важны его человеческие качества, как отца, как мужа и вообще человека. Человека, который может прийти с работы, выпить рюмку водки, съесть соленый огурец, снять носок и бросить его в угол, человека, которому ничто человеческое не чуждо. И вот эта живая атмосфера его домашней жизни, быта, натюрморта, уголка в интерьере, меня больше всего занимает. И, на мой взгляд, интерьеры дома Столыпина у нас хорошо получились – там есть атмосфера его человечности, о которой я так беспокоился все время. Там есть жизнь».

ПЁТР СТОЛЫПИН: ЛИЧНОСТЬ

«...Высокий и статный рост; красивое, свежее лицо; открытый серьезный, вдумчивый взгляд немного, чуть-чуть, косящих глаз; и при этом какое-то особое изящество, и благородство манер и жестов; такова внешность П. А. Столыпина, которая производила на всех встречавшихся с ним чарующее обаяние», – так описывал Столыпина его современник Аполлон Еропкин, публицист и общественный деятель, член Государственной думы I и III созывов от Рязанской губернии.

«Слушать его (Столыпина) ходили в Думу, как в театр», – Сергей Крыжановский, госсекретарь столыпинского правительства.

«Культурный, образованный человек, владеющий прекрасно тремя языками, помещик, дворянин и хозяин… Общепризнано, что П.А. Столыпин обладал большой выдержкой, незаурядным мужеством и безусловным личным бескорыстием», – Александр Изгоев, русский юрист, политик, публицист и педагог в очерке «П.А. Столыпин. Очерк жизни и деятельности».

«Столыпин был единственный министр, одаренный настоящим ораторским талантом. Говорил он смело, твердо, в его словах слышалась глубокая внутренняя серьезность... У Столыпина был природный дар слова», – Ариадна Тыркова-Вильямс, член ЦК Конституционно-демократической партии (кадетской).

«Столыпин был именно таков, каким должен быть премьер-министр: внушителен, одет безукоризненно, но без всякого щегольства... Его речь плыла как-то поверх слушателей. Казалось, что она, проникая через стены, звучит где-то на большом просторе. Он говорил для России. Это очень подходило к человеку, который если не «сел на царский трон», то при известных обстоятельствах был бы достоин его занять», – Василий Шульгин, политический деятель, один из лидеров Всероссийского национального союза, близко знавший премьер-министра.

«СТОЛЫПИН»: ГЛАВНАЯ РОЛЬ

Мария Ушакова, продюсер: «Кастинг был сложнейший, но сложнее всего было найти самого Столыпина. Утвердили уже всех артистов, но не было главного – Петра Аркадьевича. Сначала мы пробовали тех, у кого есть портретное сходство. Затем уже просто всех подряд хороших актеров. Как вдруг совершенно неожиданно возникла кандидатура Александра Устюгова. Мы его попробовали в гриме, и он оказался невероятно похож, очень точно попал в образ. Так никогда и не подумаешь: Саша – такой мачо, больше ассоциируется с боевиками. Но после того, как мы увидели его на пробах, сразу все единогласно поняли, что нашли Столыпина. Это было удивительно!»

Алексей Андрианов, режиссер: «Когда мы брались за «Столыпина», мы совершенно не понимали, кто бы это мог сделать. Конечно, есть документальные съемки, и мы понимали, как он должен выглядеть, примерно представляли себе его характер. Но как создать такую глыбу на экране, достаточно сложную многогранную личность, человека умного, честного, который идет на компромиссы, но и в то же время добивается своих целей? И когда попробовался Александр Устюгов, все однозначно – и продюсеры, и я – увидели, что это лучший вариант. Мы не пытались добиться портретного сходства, потому что в общих чертах Саша похож. А конкретно зритель сравнивать не будет, ему же важно, кто перед ним на экране, какое впечатление производит. Главное – общее ощущение, а от Саши ощущение было очень точное».

Екатерина Жукова, продюсер: «У Столыпина и Устюгова есть одно общее свойство – это мужское, ярко выраженное начало. Поэтому, я думаю, образ у нас получился».

Александр Устюгов, исполнитель роли Петра Аркадьевича Столыпина: «Предложение роли Столыпина для меня было очень неожиданным. Интеллектуальные персонажи – не мой конек, я в боевиках больше. И я прекрасно понимал, что совершенно внешне не похож на Петра Аркадьевича, так что на пробы поехал скорее из любопытства. А уже через полчаса услышал, что утвержден. Так что все это – череда случайностей, которой я несказанно рад. После утверждения встал вопрос о портретном сходстве. Присутствовавший на съемках консультант-историк говорил, что по антропологическим данным, размеру одежды, ширине плеч и роста, я идеально вписываюсь в Столыпина. Но ведь есть еще и лицо. Так было перепробовано огромное количество современных достижений пластического грима, постижей. Но в итоге мы отказались от всего этого, потому что, уходя в пластический грим, мы не оставляем жизни: умирают брови, глаза, всё – играть нечем. И опять же это не тот персонаж, где нужно идти за портретным сходством. У нас была задача создать образ, выстроить систему оценок, отношений к происходящим событиям, создать эти события для того, чтобы сделать это максимально правдоподобным и интересным.

Про Столыпина я знал – у меня хорошее образование, откровений не было. Человек это безумно многогранный, талантливый, амбициозный: и в политике, и во всем, к чему бы он ни прикасался, каким-то чудесным образом все ему удавалось. Но это очень сложный персонаж. Вообще тяжело играть исторические фигуры, особенно когда мы говорим о политиках. Потому что нужно быть документальным, особенно в текстах, все должно быть точно до запятой. А говорил Столыпин много, и все это огромное количество текста нужно было держать в голове, понимать, что говоришь, доносить до зрителя, сделать интересным, как и вообще всю эту политическую подоплеку. Это жутко сложно, но жутко увлекательно. К тому же за всеми этими сухими реформаторскими сводками стоял обыкновенный человек. И моя задача была сделать его живым, душевным, понятным, семьянином, у которого любящая жена, огромное количество детей, дом, розы и прочие дела, не чуждые всем людям».

ПЁТР СТОЛЫПИН: СЕМЬЯ

В 1884 году 22-летний Пётр Аркадьевич посватался к 25-летней Ольге Борисовне Нейдгардт, представительнице знатного дворянского рода. Прежде она была помолвлена со старшим братом Петра, но гвардейский прапорщик Михаил Столыпин в 1882 году получил смертельное ранение на дуэли. По семейной легенде, именно по воле умирающего Пётр Столыпин и сделал предложение своей будущей супруге.

Брак оказался счастливым и прервался лишь смертью Петра Аркадьевича. На протяжении многих лет супруги сохраняли полное взаимопонимание: переписка Столыпиных полна нежности и заботы. Ольга Борисовна служила надежной опорой и поддержкой своего мужа, а по некоторым свидетельствам – выступала и первой его советницей. Как при жизни мужа, так и во вдовстве она много занималась благотворительностью.

В браке у четы Столыпиных родилось шестеро детей: дочери Мария, Наталья, Елена, Ольга и Александра и долгожданный сын Аркадий. Супруга и дети Петра Столыпина разделяли все опасности, которым ежедневно подвергалась жизнь политика, а после его смерти многое сделали для того, чтобы увековечить память мужа и отца. Во время Гражданской войны одна из дочерей Петра Аркадьевича, Ольга, погибла вместе с мужем от рук красноармейцев в Немирове, где Столыпины остановились в имении князей Щербатовых. Остальные члены семьи эмигрировали.

Александр Устюгов, исполнитель роли Петра Аркадьевича Столыпина: «Я понимаю, какой это груз – иметь такое количество детей и при этом пытаться прочесть новости во французской газете, когда они вокруг все бегают, болтают, смеются. В нашем сериале все это будет, все дети, их судьбы. И отъезд Маши в Париж, и трагедия после взрыва на казенной даче, когда дочь Наталья лежит в больнице, и нет возможности понять, будет ли она ходить, будет ли она жива, и когда Аркадий – самый младший – вскрикивает по ночам и боится людей в погонах, убегает и прячется. И переживания его жены Ольги Борисовны за него каждый день, когда он уходил на службу. И их нежные отношения, и душевные разговоры. Без всего этого никак не обойтись, потому что это самый нераскрытый момент в образе Петра Столыпина».

Мария Ушакова, продюсер: «Мы постарались показать всю историю любви супругов Столыпиных. Ольга Борисовна была невестой его старшего брата, который погиб на дуэли. А Столыпин любил ее, и в итоге они поженились, и были прекрасной парой. Линия любви Петра Аркадьевича к жене занимает достаточно много места, и мы проводим ее через всю картину максимально бережно. Ведь всю жизнь Ольга Борисовна была его ангелом-хранителем».

Мария Палей, исполнительница роли Ольги Борисовны Столыпиной: «Когда меня позвали на пробы, я, честно говоря, была удивлена, потому что супруга Столыпина Ольга Борисовна намного старше меня. И мне было немного страшновато, потому что у нее огромный жизненный опыт, много детей, она многое пережила, и казалось, что это будет очень трудно сыграть. Но я с удовольствием пошла на пробы, потому что всегда берусь за то, что мне предлагают. Тем более это такой важный проект, масштабный, исторический. Эта роль для меня – большой шаг вперед, подобного я не играла. И очень большая ответственность. В целом я знала о такой личности, как Столыпин. Но уже более глубокое погружение произошло, конечно, в процессе. Я много читала, что-то смотрела, изучала биографии, чтобы понять, как все это органично соединить с собой, подать нужным образом, чтобы все легло, и чтобы вообще проникнуться атмосферой того времени. В общем провела очень много работы до начала съемок, для меня это был целый путь. И так получилось, что в проект вошла, уже понимая, что многое знаю, многое мне понятно. Я всегда себя чувствовала в гармонии и спокойствии на этих съемках, у меня было ощущение надежности. И мне кажется, Ольга Борисовна такие же чувства испытывала в лучшие моменты своей жизни.

Во время работы с детьми порой было тяжело, особенно, когда их было очень много, потому что у них много энергии, и это всегда шум и суета. Но у нас с первого дня сложились хорошие отношения, с ними было весело, мы много шутили, и сцены без проблем складывались. И с Александром Устюговым было легко найти общий язык: Александр – большой профессионал, и нам не нужно было много репетировать, чтобы найти какую-то тонкую связь супругов. Очень приятно было с ним работать».

ПЁТР СТОЛЫПИН: В КРУГУ ВРАГОВ И ОППОНЕНТОВ

Ненависть к Столыпину в революционной среде была невероятной. Столыпина неоднократно пытались убить еще на должности саратовского губернатора. В него стреляли мятежники в деревнях, швыряли под ноги бомбы в центре города. Зачастую от смерти Петра Аркадьевича спасало лишь хладнокровие и знание человеческой психологии.

Работа Столыпина проходила на фоне жесткого противостояния исполнительной и законодательной власти: созванная в результате послереволюционных реформ I Государственная Дума блокировала все инициативы правительства и препятствовала стабилизации обстановки в стране. Несмотря на блестящие речи, которые Столыпин произносил в Думе, достичь с ней консенсуса не удалось ни ему, ни его соратникам. Спустя 72 дня император распустил Думу, а Столыпина назначил председателем совета министров с сохранением поста министра внутренних дел.

Заняв пост председателя совета министров, Столыпин попытался привлечь к работе кабинета общественных деятелей, в том числе из партии кадетов, однако эта попытка не увенчалась успехом. Тогда Столыпин под сформулированным им же лозунгом «сначала успокоение, потом реформы» принялся выстраивать жесткую бюрократическую систему, руководя которой и проводил все свои преобразования.

Юрий Насонов, исполнитель роли студента Алексея Любомирова: «Проект «Столыпин» возник неожиданно. Сначала не хотел идти на пробы, потому что не очень нравились исторические проекты. Но сценарий меня тронул, и захотелось попробовать. Я очень нервничал, ведь это одна из главных ролей – большая ответственность, глубокий персонаж. И импровизировать, как люблю, невозможно потому, что был четкий, красивый текст, с которым требовалась большая работа. Но мой персонаж вымышленный, и это развязывало мне руки: он мог быть любым, и никто бы не смог меня поправлять в плане исторической правды. Любомирова я искал в себе: Алексей очень похож на меня, поэтому он меня сразу заинтересовал. Находил точки соприкосновения в характере, в теле и погружал это все в материал. До проекта я знал о Столыпине лишь то, что у него фамилия – Столыпин, и что он – важная историческая фигура. Открыл для себя Петра Аркадьевича, когда начал готовиться к съемкам. Я посмотрел множество документального кино про те годы, про жизнь, про общество.  Хотелось понять, против чего я борюсь с ним, как персонаж, как враг. Столыпин был человеком бесстрашным, честным и настоящим, многого хотел и многое делал… ».

Павел Попов, исполнитель роли революционера Михаила Соколова: «Екатерина Владимировна Жукова была на спектакле «Война и мир» в Театре Вахтангова, где я играю Пьера Безухова. Ей очень понравилось, как я работаю, она как-то меня выделила и пригласила на пробы. Но, что самое интересное, на роль совершенно противоположную Пьеру Безухову, на роль Михаила Соколова – террориста, главаря банды, организатора теракта на Аптекарском острове. Про Михаила Соколова очень мало информации: кроме той истории, что он был одним из организаторов этого взрыва, толком ничего и нет. Мне даже кажется, что в сериале он раскрывается больше, чем про него известно.

Про Столыпина я знал чисто номинально – что был такой министр внутренних дел. И только когда меня утвердили, стал немного разбираться в вопросе. Для меня было удивлением, что в те времена должность министра внутренних дел была самоубийственной. И Столыпин, когда вступал в нее, понимал, что, скорее всего, его убьют. Меня это поразило. В нашем проекте мы постарались раскрыть Столыпина как человека неравнодушного, который пытается договориться со всеми, который идет на какие-то жертвы. Это человек рефлексирующий, в отличие от моего персонажа, который очень прямолинеен и, как мне кажется, не очень психически здоров. И мне очень хотелось в этой роли максимально расширить все самое отрицательное, самое нездорово-эмоциональное. И он получился не просто обычным человеком, который ищет какой-то свой путь, пусть даже отрицательный, а ярким персонажем, в некоторые моменты даже карикатурным, что позволяет еще больше выпячивать его ненависть, закомплексованность, чувство внутренней обиды и унижения из-за неудавшегося покушения. Надеюсь, что получился интересный персонаж».

Стася Милославская, исполнительница роли революционерки Натальи Климовой: «Я влетела в проект чуть ли не за неделю до «мотора», меня пригласили в самый последний момент. И второй раз в жизни пригласили в кино без проб! Конечно, это мне польстило. Но радость сменилась легкой паникой, потому что это большой исторический проект про значимый период нашей страны, и предложенная роль довольно сложная. Я таких героинь прежде не играла, и, конечно, нервничала. К тому же времени на подготовку у меня практически не было: я судорожно копалась в интернете, читала все, что попадалось, смотрела, изучала контексты. Про Наталью у меня мало было информации: нашла только ее фотографию и какие-то сухие выжимки про то, кто она такая. У нас мало с ней внешнего сходства, но я и не пыталась в нее попасть. Но, думаю, нам простят эту вольность, потому что главный исторический контекст мы, конечно, не меняли. А еще страшнее было на площадке, потому что моя героиня Наталья Климова – соблазнительница, обольстительница, девушка голубых кровей, в ней очень много женской энергии. Во мне это, конечно, тоже есть, но в жизни я совсем другая: в толстовке, в кроссовках, не привыкла пользоваться своей женской энергией, манкостью, а вся роль Натальи построена на этом. И мне было тяжело все это доставать из себя, пытаться стать женщиной, а не девчонкой, пацанкой, которой привыкла быть. И я болтушка по жизни, очень быстро разговариваю, и режиссер меня часто осекал, говорил замедлиться, успокоиться, потому что Наталья разговаривает медленно, конкретно, плавно, не суетится. Мне все время приходилось гасить свой внутренний мотор, сдерживать себя. Это был новый для меня опыт, все время казалось, что я не справлюсь, что они уже пожалели, что пригласили меня, что это огромная ответственность. Но вроде бы все прошло хорошо».

Александр Яценко, исполнитель роли авиатора Льва Мациевича: «Мне очень понравился сценарий. Столыпин – шикарный человек, масштаб его личности поражает. Мой персонаж – Лев Мациевич – летчик-герой, один из первых людей, который стоял у истоков русской авиации. Ему были близки идеи революционеров, но больше всего он любил летать. Был человеком честным, воздушным, и потому не смог предать: человеческие принципы победили в нем во время полета, когда он катал на своем «Фармане» Петра Столыпина. Показать эту его внутреннюю борьбу, принятие им непростого для себя решения, которое, может быть, стоило для него карьеры, было очень интересно. Очень колоритная роль».

Андрей Ургант, исполнитель роли Петра Кауфмана: «Мой персонаж – министр народного просвещения Пётр Михайлович Кауфман – глубоко симпатичная мне фигура, со всех сторон добрый и порядочный человек. Со Столыпиным он не в контрах, но затрудняется, как и всякий деликатный человек, принимать какие-то категоричные решения. Я так мечтал сыграть в костюмном фильме – с плюмажем, перьями, лошадьми… Здесь не было плюмажа и лошадей, но были фалды и лацканы. И что самое интересное – совершенно неузнаваемые из-за грима и костюма известные артисты. Я очень рад, что Александр Устюгов исполняет роль Столыпина, роль, которая очень не похожа на те, которые он играл. Раньше он стрелял, убивал, боролся за справедливость, и его таким полюбили. А здесь, наоборот, за ним охотятся, его хотят убить, терроризируют его семью. И я хочу привыкнуть к этому образу, мне глубоко симпатичен этот артист и тот персонаж, которого он исполняет».

Павел Трубинер, исполнитель роли Ивана Щегловитова: «Я играю министра юстиции Щегловитова. Начало того века, я бы сказал, самое сложное для царской России время, тяжелейшее. И все эти люди, которые участвовали в судьбе России – и в хорошей ее части, и в плохой, – были выдающимися. Сложное время растит суровых и твердых людей. Поэтому судьба у многих из них оказалась печальной. Конечно, по записям и по тем документам трудно говорить, каким Щегловитов был человеком вне политики, дома, об этом можно только догадываться. Но как министр юстиции – это большая личность, и, безусловно, очень отважный и мудрый человек. Как и Столыпин. Я не скажу, что Щегловитов был сильным соратником Столыпина, но в большинстве своем он все же поддерживал Столыпина как реформатора, потому что реформы и изменения требовались. И в этом, я думаю, их схожесть».

Артур Иванов, исполнитель роли Александра Редигера: «Я играю военного министра Редигера. Если честно, эту фамилию я услышал впервые, когда открыл сценарий. Уже готовясь к роли, стал про него читать, изучать, и оказалось, характером он похож на меня: такой же дотошный, скучный, карьерист. Поэтому в этом образе я ощущал себя великолепно, как будто это мой родной человек. Редигер – не то, чтобы противник Столыпина, он его оппонент. И все их разговоры, споры друг с другом шли только на благо».

СТОЛЫПИН: ЭПОХА ТЕРРОРА

Сериал «Столыпин» рассказывает о пяти годах жизни Петра Аркадьевича – с момента вступления Столыпина в должность министра внутренних дел и переезда в Санкт-Петербург в 1906 году до его трагической гибели после покушения в городском театре Киева в 1911 году.

Известно минимум об одиннадцати покушениях на Столыпина, готовившихся или совершенных на протяжении шести лет с начала первой русской революции до его смерти. Одной из страшнейших страниц в жизни Петра Аркадьевича стал взрыв, устроенный в его доме на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. 12 (25) августа 1906 года террористы под видом жандармов пронесли в особняк портфель с бомбой. При взрыве погибли 24 человека, включая самих бомбистов, агентов охранки, адъютанта Столыпина и няню его младших детей. Десятки людей пострадали, в том числе дети премьер-министра. Дочь Наталью и сына Аркадия взрывной волной выбросило с балкона второго этажа на мостовую. Ранение дочери оказалось крайне тяжелым: она едва не лишилась ног, долгое время не могла ходить. Сам Столыпин лишь по случайности не пострадал.

После этого покушения террористы предприняли еще несколько неудачных попыток уничтожить председателя совета министров. Он предвидел скорую гибель и считал, что она произойдет по вине предателей из охранного отделения. Так и случилось…

«СТОЛЫПИН»: СЪЁМКИ ЭПОХИ

Александр Загоскин, художник-постановщик: «Время Столыпина – это начало ХХ века, Серебряный век. Я люблю и знаю эту эпоху. Начиная работать над фильмом, я понимал, что у зрителя сложилось впечатление того времени из кинохроники, фотографий и какой-то живописи Серебряного века, но как это все «поженить» – здесь была сложность. В итоге была выбрана определенная оптика, которая дает своеобразный мягкий рисунок. По цветовой гамме – это Борис Мусатов, что-то из Михаила Врубеля. По композиционным решениям – тоже что-то близкое к классической живописи начала ХХ века и к композиции, которая присутствовала в кинохронике и фотографии того времени. Кстати, тогда был бум на фотографии, это было очень модно. Посмотреть интерьер любой гостиной, того же Николая Второго, который сам увлекался фотографией, все увешано не картинами, а фото! И для нас, художников, которые хотят создать атмосферу, это большой документ: когда ты рассматриваешь эти кадры, обращаешь внимание на какие-то нюансы – как люди сидят, как смотрят, какие туфельки, какие пуговки, что у них за спиной. И так возникает какой-то образ, как это надо все делать».

Наталья Салтыкова, художник по костюмам: «Время было сложное, но, что касается костюмов, очень красивое, потому что это модерн, женские красивые платья, шляпки, мужские сюртуки, котелки. Это вообще отдельная тема нашего сериала: здесь очень много форменного и военного костюма. Хорошо, что по этому времени очень много материала, уже была фотография, по которой можно изучить эту эпоху. Но сложность в том, что фото – черно-белые. Тебе кажется, что это один цвет, а реально – совсем другой. Но наш прекрасный консультант Алексей Аранович очень помогал нам в этом разобраться – в погонах, знаках отличия, цвете формы, пуговиц, аксельбантов, кантов. Искать ткань тоже долгий процесс, потому что нужны натуральные ткани, а сейчас очень трудно найти натуральное сукно, натуральную шерсть, подобрать правильный оттенок. Долго искали исторические пуговицы, украшения, бархат, кружево на платья. И на Ольге Борисовне, например, у нас антикварное кружево – шемизетка, такая кружевная накидка».

Мария Палей, исполнительница роли Ольги Борисовны Столыпиной: «Корсетов тогда уже не было, и ходить было довольно удобно, но платья все равно были довольно тяжелыми из-за многослойности, нижних юбок, кучи всего. Но это очень красиво смотрелось, подчеркивало какую-то статность, так что мне нравились все костюмы. А один из моих самых любимых был на светском выходе. Продюсер отдала свое дизайнерское платье, мне из него сделали кофту, соединили с юбкой, добавили в прическу перья – очень стильно получилось. И вообще всегда в костюмах была какая-то интересная фишечка, даже в самых обычных. Казалось бы, простая кружевная рубашка, но все равно есть в ней и легкость, и очарование. И в то же время все строго, видно, что Ольга Борисовна одевается со вкусом, что она человек не легкомысленный.   

Что касается грима, то изначально планировался глобальный пластический грим. Но потом от этой идеи отказались, и очень хорошо. На самом деле не обязательно лицо менять до неузнаваемости, достаточно нескольких деталей, с помощью которых можно добиться нужного эффекта. Так что художники по гриму просто «рисовали», чтобы сделать меня взрослее, а еще наносили под глаза штуку под названием «old skin», с помощью которой образуются морщинки: это сразу давало такой эффект взрослого человека, что сначала жутковато становилось. Но потом стало привычно. Мне вообще нравилась работа наших художников, потому что все попадало под эпоху и под фотографии Ольги Борисовны и выглядело очень органично.

Все локации были очень красивыми, эффектными. Мне понравилось сниматься в Лопухинском саду, и еще была потрясающая локация на Елагином острове – там было просто великолепно, семейные сцены, где дети резвятся, мы отдыхаем. В этом было что-то очень душевное. А самой страшной была сцена взрыва, которую мы снимали несколько дней. Это сама по себе тяжелая сцена, гнетущая, душераздирающая. И играть ее было тяжело физически, потому что вокруг огонь, много пыли, известки, трудно было всем этим дышать».

Павел Попов, исполнитель роли Михаила Соколова: «Сцена взрыва была эффектной! Нам к спине крепили тросы и в определенный момент резко тянули, чтобы показать ударную волну от взрыва. Это было интересно. А вообще все съемки проходили в Петербурге – там раздолье для исторических проектов. Особенно запомнилось, как мы снимали рядом с одним из каналов, и к нам постоянно подплывали экскурсионные катера, и люди оттуда нам махали, кричали, фотографировали нас…

Было принято решение, что мой герой должен быть с усами. Я подумал, что будет сложно сниматься с наклеенными усами – это сковывает мимику. И решил, что намного удобнее отрастить свои и не думать ни о чем. В общем, облегчил задачу гримерам. Но я просил их грязнить мне волосы, чтобы еще больше показать отрицательность Соколова, и гримеры с помощью лака и воска придавали им сальный вид. Определенной отрицательной энергии добавляло ему и то, что он много курит. Так что мне пришлось много курить, причем сигареты того времени – без фильтра. При этом в жизни я не курю вообще».

Стася Милославская, исполнительница роли Натальи Климовой: «У меня давно была мечта, чтобы из-за проекта, в котором я участвую, перекрыли улицу. И вот мы снимали в Санкт-Петербурге на канале Грибоедова, там полностью реконструировали эпоху, ездили кареты, ходили дамы в шляпах. А рядом проплывали катера с туристами. Не знаю, какие эмоции они испытывали, но, по-моему, это невероятно интересно, проплывая по каким-то историческим местам Петербурга, вдруг увидеть прошлое, ту эпоху. И быть частью этого – невероятно красиво. Мы вообще побывали в очень красивых местах: например, доме-музее Римского-Корсакова, где нельзя было садиться ни на один стул, потому что на него даже дышать нельзя. Мне очень понравился Елагин остров: никогда ранее не была в той части Петербурга. А последние дни мы были уже в павильоне, где отстроили нашу конспиративную квартиру – очень подробно, очень красиво, даже не кажется, что это павильон.

Я обожаю исторические картины, костюмированные, мне нравится перепрыгивать из одной эпохи в другую. Как актрисе, костюмы мне всегда очень помогают: меняется походка, осанка, речь. Ну, а как девочке, конечно, мне нравится все это примерять и носить, я чувствую себя какой-то куклой, которую одевают в роскошные наряды: невероятно красивые рубашки, сумочки, вуали, перья…Что-то специально шилось, что-то было винтажное, такое, что притрагиваешься и понимаешь, что прикасаешься к истории».

ПЁТР СТОЛЫПИН: СЛЕД В ИСТОРИИ

Еще при жизни Столыпин обрел как яростных противников, так преданных сторонников. Одни считали его жестоким реакционером, другие – гениальным реформатором, чья смерть лишила Россию мирного будущего. В.И. Ленин называл его «обер-вешателем», а советские историки доказывали, что аграрная реформа и переселение крестьян в Сибирь лишь навредили им и создали в стране кулачество. В противоположность этому, многие современные общественные деятели видят в Столыпине проницательного политика, настоящего патриота и грамотного экономиста и реформатора, чьи преобразования закладывали основы будущего крепкого и процветающего класса землевладельцев. Следующей крупной после аграрной реформы должна была стать реформа самоуправления. Столыпин планировал создать общесословные волостные земства на основе невысокого имущественного ценза, усадить зажиточных землевладельцев и помещиков за один стол и позволить им самим решать местные проблемы. Кроме этого, он хотел ввести государственное страхование рабочих, всеобщее начальное образование, изменить Морской генеральный штаб. Но законодательным путем удалось провести немногое из задуманного. Реформы Столыпина, в том числе и аграрная, так и не были завершены.

«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина – можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию – этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И – сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Столыпин политически смотрел не назад, а вперед, и то, что он в будущем прозирал, – Великая Россия как правовое государство с сильной властью, творчески дерзающей и дерзновенно творящей, – является и теперь великим государственным замыслом русского возрождения», – писал о Столыпине экономист, философ и общественный деятель Пётр Струве.

«СТОЛЫПИН»: АКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Павел Попов, исполнитель роли Михаила Соколова: «Это мой первый и пока единственный исторический проект. И было очень интересно носить костюм того времени, почувствовать себя в той атмосфере. К тому же, в школе мы, конечно, проходим историю, но, как правило, не так ярко все это воспринимаем, зачастую изучаем материал, чтобы ответить учителю на экзамене. Очень редко кто искренне и глубоко интересуется в юности историей. И такие сериалы позволяют более ярко погрузиться в то время, в тех персонажей, тех людей, в те нравы и те идеи, которые были тогда актуальны, и чуть более эмоционально это воспринять».

Юрий Насонов, исполнитель роли Алексея Любомирова: «Это самая серьезная и многогранная моя роль. Самая сложная, самая тонкая. Надеюсь, получилось честно. Ради этой роли пришлось научиться еще больше любить и принимать».

Мария Палей, исполнительница роли Ольги Борисовны Столыпиной: «Мне, например, в школе не нравилась история. Но знать свою историю – хорошо, потому что все в жизни связано, одно вытекает из другого. И кино – это возможность создать яркие образы, красочно подать, показать реальных личностей и поговорить на серьезные темы про важных людей из нашей истории, которая является частью нас. На мой взгляд, это очень важно».

Стася Милославская, исполнительница роли Натальи Климовой: «Столыпин» – очень взрослый проект, серьезный, не молодежный. Такого большого, исторического, для одного из главных каналов страны у меня еще не было. Это большая ответственность. И это очень важный проект, потому что мы попытались проанализировать события тех лет и задать себе какие-то вопросы: для чего это было нужно, а нужно ли это было вообще, а к чему это приведет? И сделать какие-то выводы».

Павел Трубинер, исполнитель роли Щегловитова: «Этот фильм для того, чтобы сделать правильные выводы. В нашей жизни, к сожалению, происходит некая цикличность, и, наверное, всегда так будет. И мы хотим показать зрителю, что все, что делается, далеко не всегда правильно. И, чтобы это не повторялось, – хотелось бы, чтобы это не повторялось – мы в силу своих возможностей через экран даем возможность заглянуть в это изнутри. Чтобы зритель все-таки немного понял, раскрыл для себя, что происходит, когда происходит. Ну, и конечно, в этом кино есть шанс поглубже узнать Столыпина, потому что он действительно был великим реформатором».

Андрей Ургант, исполнитель роли Кауфмана: «Я вообще считаю, что историю надо изучать по художественным произведениям. Потому что учебники можно и переписать, а великие произведения, например, роман Толстого «Война и мир», или «Маленькие трагедии» Пушкина, или «Бориса Годунова», переписать мудрено. Поэтому смотрите наше кино, это будет очень полезно и познавательно».

Алексей Андрианов, режиссер: «На каждой съемке, когда я погружаюсь в историю и главного героя, я обычно чему-то учусь и наблюдаю за ошибками этого героя. И для меня было очень интересно наблюдать именно за Столыпиным, видеть, каким образом он шел к своей цели, и делать из этого какие-то выводы. Так что самый главный опыт, который я извлек из этого проекта, это сама личность Столыпина».

Мария Ушакова, продюсер: «Самая знаменитая фраза Столыпина «Вам, господа, нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия», учитывая, что мы живем во времена великих потрясений, очень актуальна сейчас. И фильм максимально актуален. Мы должны изучать нашу историю для того, чтобы не повторять ошибок».

Александр Устюгов, исполнитель роли Петра Аркадьевича Столыпина: «В этом проекте мы первые систематизировали все реформы Столыпина в виде телевизионного сериала. Потому что до этого это были исторические сводки, свод законов, сухие цифры… Я никогда серьезно не задумывался о его политической карьере – очень краткосрочной, мощной, яркой, насыщенной. На мой субъективный взгляд, Столыпин, наверное, один из ярчайших политиков России прошлого, настоящего и, возможно, будущего. Он во многом опережал то, что происходило в России на тот момент, и до сих пор мы пользуемся этими реформами. И, по мнению историков, если бы не было трагедии, мы не пошли бы по пути революционного восстания и смены власти, и если бы не убили Столыпина, все могло бы быть совершенно по-другому…»

 «СТОЛЫПИН»: ФАКТЫ О СЪЕМКАХ

  • При создании сценария основным документальным источником стали материалы книги известного экономиста, политика и бизнесмена Б.Г. Фёдорова «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию», личная переписка П. А. Столыпина, воспоминания современников и ряд других   исторических материалов и научных исследований.
  • Основные съемки сериала проходили в Санкт-Петербурге: на Миллионной улице, Витебском вокзале, в Доме архитектора и Доме ученых, в Елагином дворце и Мраморном дворце (все сцены заседаний Госсовета). Сцену в киевском театре, где произошло последнее, роковое покушение на Столыпина, также снимали в городе на Неве – а именно в Александринском театре.
  • Один съемочный день группа провела в Саратове, где были сняты сцены флэшбеков. Съемки проводились рядом с особняком, где в 1903–1906 годах жил и работал саратовский губернатор Пётр Столыпин, будущий премьер-министр России. Сейчас в бывшей «резиденции губернаторов» находится Областной клинический противотуберкулезный диспансер.
  • Для создания атмосферы Серебряного века оператор выбрал специальную оптику, которая дает своеобразный мягкий рисунок.
  • Главным предметом гордости реквизиторов стала медная ванна начала XX века.
  • В одном из эпизодов в роли Фёдора Шаляпина снялся Александр Горбатов. Артист предстал в кадре в костюме, который был сшит для его персонажа в сериале «Шаляпин». Также группе «Столыпина» достались в наследство рукодельные уличные вывески и костюмы массовки, изготовленные для «Шаляпина».
  • Министр народного просвещения Пётр Михайлович Кауфман в реальности очки не носил. Но исполнитель этой роли Андрей Ургант решил, что очки подходят образу его персонажа, и в итоге в некоторых сценах он появляется в очках.
  • Попросила добавить очки своей героине и Дарья Коныжева, сыгравшая революционерку Надежду Терентьеву.
  • Казенная дача Столыпина на Аптекарском острове не сохранилась, поэтому сцены в этой локации снимали в особняке купца Громова на углу Миллионной улицы и Мраморного переулка, который по архитектуре очень похож на дачу Столыпина. Там же частично была снята сцена взрыва во время покушения на Петра Аркадьевича. Остальная часть сцены доснималась в павильоне, где был выстроен фасад здания.
  • В павильоне также был выстроен большой двухэтажный комплекс интерьеров дачи Столыпина: кабинет Петра Аркадьевича, комната старшей дочери Марии, столовая, приемная, кабинет, холл, коридоры.
  • Также в павильоне «поселились» и противники премьер-министра: здесь построили декорации конспиративной квартиры террористов, ванной, кухни и квартиры футуристов.
  • Праздник воздухоплавания с настоящими самолетами и возведенными ангарами снимали на спортивном аэродроме Сиворицы в селе Никольское Гатчинского района Ленинградской области.
  • Для съемок была изготовлена точная копия самолета «Фарман IV», на котором летал Лев Мациевич (Александр Яценко). Изначально самолет хотели поднять вверх на специальном кране, чтобы было ощущение полета, но из-за сильного ветра от этой идеи пришлось отказаться, поэтому все сцены в воздухе сделаны с помощью компьютерной графики. А для съемок сцен разгона и приземления самолет тащили по земле на специальных сцепках.
  • Консультантом по военному и форменному костюму выступил профессор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Аранович, специалист по истории военного костюма и тылового обеспечения.
  • Для всех главных героев костюмы шились индивидуально. Также частично отшивали костюмы на массовку, в основном – рабочие пиджаки и косоворотки.
  • Почти все мелкие детали для форменных военных костюмов были сделаны на заказ: кокарды, лычки, погоны. Только погон было изготовлено свыше 30 штук.
  • Гардероб Петра Столыпина (Александр Устюгов) составили 3 повседневных комплекта, белый мундир, черный мундир, 5 пар брюк, рубашки, котелки. Сшили также три пары обуви, но в основном Александр Устюгов снимался в одних и тех же ботинках, в которых ему было максимально комфортно и которые подходили ко всем костюмам.
  • Самые экстравагантные, прогрессивные наряды были у революционерки Натальи Климовой (Стася Милославская): блузки-рубашки, жилеты и даже юбка-брюки, которые в то время еще не были широко распространены.
  • У Ольги Борисовны Столыпиной (Мария Палей) были классические костюмы нежных светлых цветов: голубые, белые, молочные, что подчеркивало ее спокойный, домашний характер. В общей сложности наряды героини Марии Палей насчитывают 5 блузок, 4 юбки, 2 жакета, один дорожный костюм, несколько шляпок и шалей.
  • Из антикварных вещей были сумочки, украшения, серьги и несколько жемчужных пуговиц, украсивших блузку Ольги Борисовны. А также антикварные ткани: бархат, кружево, тесьма.
  • Для сцены светского вечера, куда Столыпин приходит вместе с супругой, продюсер Екатерина Жукова отдала для Ольги Борисовны свое платье от известного бренда, вручную расшитое стразами. И это современное платье было переделано под историческое.
  • К моменту окончания съемочного процесса дети-актеры стали вырастать из костюмов и обуви, сшитых на них во время подготовительного периода. И хотя вся одежда уже была впритык, съемки успели завершить без пошива дополнительной одежды.
  • Для съемок сцены взрыва пришлось изготовить костюмы в нескольких экземплярах: в кадре вся одежда оказывалась в пыли и бутафорской крови, которая очень сложно очищается.
  • Исполнитель роли студента Алексея Любомирова Юрий Насонов попросил оставить ему в личное пользование пальто, которое меньше всего пострадало во время съемок взрыва.
  • Для офицера-летчика Льва Мациевича (Александр Яценко) удалось найти антикварную кожаную куртку авиатора. Однако она была двубортной, и специально для съемок на куртке заменили и переставили пуговицы, чтобы сделать ее однобортной, а перед тем как вернуть владельцу, переделали все обратно.
  • Также у героя Александра Яценко были антикварные очки авиатора, точно такие, какие использовались именно в то время.

«Москино» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)

Жанр: историческая драма

Режиссер-постановщик: Алексей Андрианов

Оператор-постановщик: Сергей Мачильский

Автор сценария: Тимур Эзугбая, по книге Бориса Фёдорова «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию».

Генеральные продюсеры: Екатерина Жукова, Мария Ушакова, Антон Златопольский

Художник-постановщик: Александр Загоскин

Художник по костюмам: Наталья Салтыкова

Композитор: Артём Васильев

В ролях: Александр Устюгов, Александр Яценко, Стася Милославская, Павел Попов, Екатерина Волкова, Юрий Насонов, Сергей Барковский, Дарья Коныжева, Мария Палей, Борис Каморзин, Алексей Морозов, Павел Трубинер, Иван Агапов, Александр Горбатов, Андрей Ургант, Владимир Юматов и другие.

 

Фото телеканала "Россия"

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь