26 апреля в ресторане «Назад в будущее» состоялся пресс-бранч, посвященный открытию Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (ВФТМ). Форум пройдет в Москве уже в четвертый раз (с 16 по 20 мая 2024 года), а его основной темой в этом году станет идея о театре будущего: новые имена, новые тренды и новые возможности на территории российского театрального менеджмента. Именно поэтому место для проведения пресс-бранча было выбрано организаторами не случайно.
Современный театр сегодня находится в той точке развития, когда одновременно видно его прошлое, настоящее и будущее. Уникальная концепция пространства ресторана предполагает небольшое путешествие из прошлого в будущее: первый этаж оформлен в стиле ретрофутуризма, а второй – космические интерьеры будущего. После приветственного Велком дринк на первом этаже гости (преодолевая время) отправились на второй, где и состоялось общение представителей СМИ и блогерского сообщества с оргкомитетом фестиваля в неформальной и очень теплой обстановке.
Подробно о программе фестиваля организаторы пригласили поговорить всех присутствующих в ТАСС 15 мая, где состоится официальная пресс-конференция, накануне открытия фестиваля. А основным лейтмотивом встречи «без галстуков» стали живые истории членов оргкомитета, связанные с их личной деятельностью в качестве менеджеров и их связи с ВФТМ.
Кирилл Игоревич Крок в своем выступлении подчеркнул необходимость проведения таких фестивалей, а также отметил, что горизонты фестиваля ежегодно расширяются и изменяются векторы работы.
«Совсем скоро мы ждем в Москву гостей из 68-ми субъектов Федерации, в формате ограниченной площади 637 театральных менеджеров и 396 театральных институций, также для всех желающих будет организована онлайн-трансляция. Я считаю, это замечательно, что у нас формируется это сообщество театральных менеджеров, которые сегодня, порой в очень сложных условиях развивают российский театр».
Наталья Сергеевская, помощник руководителя ВФТМ, директор Театрального проекта 27: «Я счастлива наблюдать, как из маленькой «сходки» в Петербурге наш фестиваль перерос в огромный проект уже международного масштаба! Это невероятно большое комьюнити. В России всего 1300 театров, в ВФТМ принимают участие 396. Представьте, эта цифра превышает треть театров страны. Остальные участники смотрят онлайн. На ВФТМ люди щедро делятся успешным опытом, наработками, и это потрясающая возможность увидеть, как работают коллеги, расширить свой взгляд»
Елена Панасенко, Художественный руководитель Dancehelp.ru: «Очень приятно осознавать, что у нас есть собственные мемы, опознавательные знаки, такие например, как красные носки, хештеги и свой целый мир со знаками поддержки. Ведь главное вовремя подставить плечо людям, сделать их счастливыми, и я кайфую, что имею отношение к созданию этого мира»
Наталья Склярова, исполнительный директор музея-театра «Булгаковский Дом»: «Когда пять лет назад, Наталья Сергиевская - наша любимая сокурсница школы Дадамяна, пришла с идеей ВФТМ, мы не могли не поддержать, не включиться в этот нелегкий, но увлекательный труд: у нас был не только опыт, которым мы могли поделиться, но и структурно, как организация мы были буквально созданы и подготовлены для проектной и командной работы Фестиваля. И мы продолжили учиться: и друг у друга, и у нашего флагмана - К. И. Крока. И мы научились. Научились ещё больше учиться и любить. Мы готовы научить этому и вас».
Николай Голубев, директор музея-театра Булгаковский дом: «Всё в мире начинается с любви: мир начался с любви, жизнь начинается с любви, театр - это любовь. И театр выживает и развивается благодаря любви, а еще благодаря соприкосновению с чем-то новым. И ВФТМ со своей огромной образовательной программой, новому очень способствует»
Худрук театра «Ленком» Алексей Франдетти заострил внимание участников на необходимости планирования и сохранении диалога в театре между творцами и менеджерами. «Маяковский» - был очень дорогой спектакль, он стоил 90 миллионов рублей и мы планировали окупить его за 3-5 лет. А окупили за сезон, благодаря тому, что это был точный продюсерский расчет. Мы понимали: к какой целевой аудитории пойдём, как будем рекламировать и продавать спектакль. Потому что какой бы ни был гениальный режиссер , композитор или хореограф, всегда важно планирование и работа в команде», - прокомментировал Алексей Франдетти.
Последним было выступление Андрей Соколова, помощника художественного руководителя театра «Шалом», который рассказ об идее визуализации высказываний Константина Сергеевича Станиславского о театре будущего, возникшей, как естественное продолжение слогана четвертого Вахтанговского фестиваля «Будущее становится настоящим».
Вся презентация, которая полностью будет показана на пресс-конференции в ТАСС 15 мая (на пресс-бранче гости увидели лишь небольшой ее фрагмент) основана на цитатах из статьи К.С. Станиславского «Разные типы театров» и создана при помощи искусственного интеллекта партнерами ВФТМ - компанией МТС Live. В этой статье автор предсказывает пути и вектор развития мирового театра. Одним из самых потрясающих фрагментов этой работы является фрагмент, описывающий театр далекого будущего.
Эта идея и ее презентация подчеркнет важность коллаборации театра с технологическими эко-системами, некоторые из них стали партнёрами и спонсорами ВФТМ - таким образом транслируя новую философию партнерства, которой важны не только финансовые отношения но и сотворчество.
В завершении слово передали и другим партнерам фестиваля, которыми стали: компания ИНТОКУ, которая занимается комплексным оснащением театров, концертных залов, музеев и выставочных комплексов и компания «Сценический портал» - профессионалы в области изготовления театральных декораций.
Артем Керпек, руководитель компании «Сценический портал» отметил, что несмотря на то, что компания работает на рынке более 25 лет, и за это время команда реализовала замыслы множества художников-постановщиков, знаний все время не хватает, нужно постоянно расти и учиться, чтобы соответствовать запросам и зрителей, и творцов.
Александр Мельцев, директор компании «Интоку» подчеркнул, что ВФТМ - это новый уровень общения с театром и новая форма ведения диалога между театральными людьми. Поскольку именно партнерство позволяет тому чуду, которое происходит в головах у художника и режиссера реализоваться на сцене.
Наталья Логинова.
Фото - Александр Иванишин.