Участники Creative Global Talks обсудили пути восстановления творческих индустрий после пандемии

Новости

Участники Creative Global Talks обсудили пути восстановления творческих индустрий после пандемии

Участники Creative Global Talks обсудили пути восстановления творческих индустрий после пандемии

25 февраля 2021 года Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) организовала интернет-дискуссию «Культура и творческие индустрии в России». Мероприятие состоялось на созданной ЕАКОП международной коммуникационной площадке Creative Global Talks.

По итогам 2020 года рынок творческих индустрий в офлайн-сегменте сократился более чем в 2,5 раза, отмечается в исследовании агентства InterMedia. При этом в онлайн-секторе продолжился стабильный рост, что обусловлено особенностями вынужденной изоляции в период борьбы с вирусом. Все происходящее в большинстве случаев крайне негативно сказалось на деятельности представителей творческих индустрий, что потребовало оценки дальнейшей ситуации в отрасли и поиска возможных решений возникших проблем. Поставленные вопросы объединили участников дискуссии — представителей профессиональной сферы, ученых, юристов. В ходе встречи эксперты рассказали о состоянии творческих индустрий как на основе личного опыта, так и по результатам статистической и аналитической работы.

Открывая дискуссию, модератор — главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов — обратил внимание на то, что пандемия практически приостановила процесс развития творческих индустрий. Точно оценить соизмеримость потерь не представляется корректным ввиду того, что убытки каждого из направлений — бюджетного и коммерческого — оказались критичны для всех, невзирая на относительно стабильное существование последнего. Под угрозу выживания была поставлена зрелищная индустрия, которая под влиянием внешних факторов фактически впала в состояние анабиоза, однако и на текущий год прогноз также весьма безрадостный. «О восстановлении речь не идет, хотя в перспективе ожидается рост отрасли в сравнении с 2020 годом, возможно до уровня 2017 года. При этом следует понимать, что Россия — одна из самых прогрессивных стран мира с точки зрения поддержки культуры, в связи с чем уже на сегодня некоторые культурные институции благодаря поддержке государства начинают открывать свои двери для посетителей», — пояснил он.

Оценивая влияние пандемии, председатель правления Российского Авторского Общества Максим Дмитриев, уточнил, что за прошлый год выросла привлекательность интернет-сегмента для участников творческих индустрий. По его словам, в 2020 году доход компаний от использования музыки в интернете увеличился в среднем на 40%. В то же время авторские сборы от «живых» концертов, за использование музыки в общественных местах, кафе, барах и ресторанах сократились в три раза. Увеличение поступлений от онлайн-дистрибуции связано с бурным ростом стриминга — люди на изоляции слушали музыку, смотрели видео, и поэтому активность в данном направлении выросла, объяснил эксперт. «Если говорить о тенденциях, нам кажется, ситуация выправляется, — заявил Максим Дмитриев. — В ближайшее время рост цифровых продаж будет умеренным — в пределах 10–15%. Что касается наших прогнозов по развитию организаций по коллективному управлению правами, мы, к сожалению, в краткосрочной перспективе не сможем выйти на уровень докризисного периода 2019 года. Это прежде всего касается публичного исполнения музыкальных произведений и фонограмм, ведь этот сегмент тесно связан с состоянием и динамикой понесшей серьезные потери сферы общепита. Однако по некоторым другим направлениям деятельности можно рассчитывать на более быстрое восстановление».

На рост онлайн-сегмента в 2020 году указал и Евгений Сафронов: «Деятельность в сфере онлайн продолжит набирать обороты, здесь зарабатывают сейчас больше денег, чем в 2019-м, несмотря на пандемию, а может быть, и благодаря ей».

Еще одну из причин, затрудняющих развитие творческих индустрий в 2021 году, назвал директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес. С его точки зрения, экономическое развитие невозможно без решения правовых вопросов, основанных на поиске баланса интересов между участниками рынка. «В России существует запрос на пересмотр аккредитации прав на копии и репродукции. К нам поступают просьбы на использование произведений изобразительного искусства, но из-за того, что невозможно определить, где конкретно находится автор, в предоставлении прав приходится отказать. В некоторых странах, например в Швеции, существует режим аккредитации, который позволяет ОКУПам давать права от имени всех авторов изобразительного искусства. Это, с одной стороны, позволяет легально использовать репродукции в коммерческих целях, а с другой  все авторы получают вознаграждение», — заявил директор УПРАВИС.

С позицией о необходимости законодательной доработки также согласилась певица, автор, правообладатель, и.о. Председателя Авторского Совета НЦИС и член Президиума ЕАКОП Ирина Видова-Молчан. По ее словам, нужны четкие механизмы выплат цифровыми сервисами авторских вознаграждений. «К примеру, в Германии готовится закон, предусматривающий перенос ответственности за размещение контента с пользователей на владельцев цифровых сервисов. Надеюсь, летом эта инициатива будет одобрена в Германии и подобные законы появятся во всех странах мира».

Важность правовой поддержки отрасли отметили также и представители творческих объединений — заместитель директора МХТ им. А.П. Чехова Карина Кондрашова и первый заместитель председателя правления Российского музыкального союза Юлия Иванина. По заявлению Юлии Иваниной, Российский музыкальный союз уже выступил с инициативой законодательно усовершенствовать механизм начисления вознаграждений за использование контента в сети интернет и на различных музыкальных цифровых платформах и сервисах.

Завершение дискуссии прошло все же на позитивной ноте — участники Creative Global Talks указали на то, что в 2020 году, несмотря на значительное сокращение деятельности офлайн-сегмента творческих индустрий, ключевые игроки рынка — театры, музеи, фестивали и т.д. — смогли освоиться в онлайн-форматах. Однако для эффективной монетизации доходов от цифровых платформ нужны законодательные изменения, ведь именно от этого зависят темпы роста творческих индустрий в дальнейшем.

В обсуждении ключевых проблем отрасли творческих индустрий также приняли участие член правления Гильдии композиторов Союза кинематографистов РФ Андрей Батурин, исполнительный директор Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Владимир Зубицкий, генеральный директор «Экспо-Парк Выставочные проекты» Василий Бычков, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова, заместитель директора Центра научно-технической и инновационной политики Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Гершман, искусствовед, заместитель председателя секции скульптуры Объединения московских скульпторов и Московского союза художников (ОМС и МСХ) Петр Баранов и др., сообщила пресс-служба Евразийской конфедерации обществ правообладателей.

World Podium © 2015 - 2024.  Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 62927.  Дата регистрации: 31.08.2015.

Исключительные права на материалы, размещённые на данном сайте, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат компании «World Podium». При использовании текстовых материалов издания, обязательна активная ссылка на ресурс и имя автора. Фотоматериалы сайта не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. 

Приобретение авторских прав: wp_info@mail.ru

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. 

Информация размещенная на данном сайте не является публичной офертой, и размещается в образовательных целях.

Поделитесь